Украинский кризис обострил хроническую болезнь стран Балтии – страхи перед российским культурным влиянием. Однако, разрывая гуманитарные связи с Россией, власти Прибалтики демонстрируют лишь собственную слабость.
Сегодня в Калининграде открывается уже четвертая летняя школа для молодых журналистов Studia Baltica, проводимая Центром общественно-политических исследований "Русская Балтика" при поддержке Российского Союза Молодёжи и БФУ им. И. Канта. Напряженная международная обстановка сама подсказала главные темы для обсуждения в рамках мероприятия: грань между журналистикой и пропагандой, анатомия информационной войны, манипуляции общественным мнением, роль и позиция журналиста в условиях информационного противостояния и др. В очередной раз Studia Baltica предоставит возможность подискутировать о профессиональных проблемах и российско-балтийских отношениях журналистам из России и сопредельных стран Балтии. Казалось бы, полезное и нужное мероприятие, да и практика, распространенная по всему миру, однако далеко не все рады таким событиям. Прибалтийские элиты воспринимают подобные школы ни больше ни меньше как угрозу государственной безопасности их стран.
То, что руководство этих республик без страха не может взглянуть на Восток, дело уже привычное, однако на фоне украинских событий среди политиков Литвы, Латвии и Эстонии и близким к ним СМИ будто прошла лихорадка: борьба началась с любыми возможностями культурного взаимодействия с восточным соседом, а клеймо «пропаганда» ставится буквально на всё, что так или иначе связано с Россией.
Так, еще весной этого года очередные ежегодники местных спецслужб заявили, что на прицеле у коварной России оказалась прибалтийская молодежь. По данным Бюро по защите Сатверсме, Служба внешней разведки России и ФСБ буквально охотятся в Латвии на молодых студентов, чтобы, завербовав, помочь им добиться большего влияния в латвийских госструктурах. Видимо, есть какие-то «связи» у российских спецслужб даже в этих структурах. Правда, об этом БЗС уже предусмотрительно умалчивает. Зато сообщает, что российские шпионы активно содействуют «развитию академических контактов» между двумя странами. А в самой России действует целая сеть подконтрольных спецслужбам НКО: «Российские НКО сотрудничают с различными латвийскими организациями, государственными и муниципальными учреждениями, СМИ и экспертами в различных областях. В рамках совместных проектов деятельность партнеров из Латвии направляется в сторону выгодную для российской стороны». Особенно активны и опасны, по мнению аналитиков Бюро по защите Сатверсме, НКО, расположенные в Санкт-Петербурге и Калининграде. Видимо, градус опасности в БЗС определяют по географической близости того или иного объекта к Прибалтике.
Полиция безопасности Эстонии в своем ежегоднике-2014 дополнило латвийских коллег, постыдно проглядевших прямо у себя под носом еще одну вражескую сеть – медиаклубы. Например, один из таких клубов – «Импрессум» - за последнее время организовал в Эстонии публичные лекции заслуженного артиста России Николая Чиндяйкина, экономиста Михаила Делягина, писателя и журналиста Сергея Шаргунова, историка, поэта и искусствоведа Юрия Кублановского и др. Последний, кстати, признался в Таллине, что очень любил советскую Эстонию за свободомыслие.
Теперь же он и другие такие же гости «Импрессума» в Эстонии стали «диверсантами спецслужб», способными своими выступлениями подорвать хрупкую государственность балтийских республик.
Борясь с такими «диверсантами» страны Балтии даже обращаются за помощью к «образчикам свободы и демократии» – к США. А оттуда младшим прибалтийским сёстрам советуют не расслабляться и не упускать из виду слабо контролируемые каналы распространения «подрывной деятельности», например, историю. «У вас есть два года, чтобы разгромить российский нарратив (об истории СССР – прим. RuBaltic.Ru) – и вы точно можете это сделать. Вы можете просвещать молодежь, создавать музыку, представлять исторические материалы, и так провоцировать россиян отрицать это, провоцировать к атаке. А главное – наслаждайтесь борьбой, это главное. Многие люди не любят воевать, но найдите таких, которые любят борьбу, которым это нравится», - по-отечески наставлял литовцев на страницах самого популярного интернет-портала Литвы профессор Института мировой политики в Вашингтоне, специалист по информационной войне Дж. Майкл Уоллер в интервью с кричащим названием «Начинаем войну с Путиным: оружие Кремля №1». Правда, в Литве вместо создания альтернативного нарратива предпочли ограничиться лишь тем, чтобы «разгромить российский». Например, буквально на днях в Литву не пустили, включив в список персон нон-грата, российского историка Александра Дюкова, который как раз и должен был в Вильнюсе презентовать свой новый «нарратив» на литовском языке: книгу «Накануне Холокоста» - сборник документов из архивов Литвы, России, Украины и США о советских репрессиях 1940 - 1941 гг. и о деятельности Фронта литовских активистов.
Историки, «нарративы», молодежные школы, медиаклубы, наконец просто межчеловеческое общение - всё это для прибалтийских властей, живущих в состоянии необъявленной войны, не более, чем пропаганда. А точнее - универсальное объяснение всего, что не хочется замечать.
«Пропагандой» моментально становятся даже европейские или американские журналисты, которые, например, вдруг решат усомниться в том, что на востоке Украины идет АТО, а не гражданская война. Твоё мнение случайно совпало с мнением канала «Россия24»? Пропаганда. Приглашаешь посетить Россию? Пропаганда. Не веришь, что страны Балтии «экономические тигры»? Плод пропаганды. Редкая статья в литовском, латвийском или эстонском СМИ о России теперь обходится без этого слова. Если верить таким статьям, то, выходит, и страны такой, России, нет – всё это пропаганда. Есть лишь «дикое поле», на котором стоят танки и десантники, планирующие вторжение в Прибалтику. Такими темпами скоро и письма из России станут квалифицироваться не иначе как пропаганда. Почему бы и нет? Разве есть гарантии, что они пишутся не на Лубянке?
Впрочем, подобная «пропагандистская лихорадка» - это лишь проявление страха и слабости. Страха перед той частью общества, которое само может определить, где белое, где черное, а где и серое. И слабость в противостоянии с такими объективным явлением, как желание соседей общаться друг с другом: приезжать на летние школы, посещать публичные лекции, читать книги. Поэтому и усиливается «пропагандистская лихорадка» только из-за неспособности достичь своей цели. Единственное, что на этом поприще действительно удалось прибалтийскому руководству – заставить над собой смеяться.