Европейский суд по правам человека признал Литву виновной в пытках подозреваемых в терроризме узников секретной тюрьмы ЦРУ. Какое наказание ждет бывших руководителей Литовской республики, позволивших США чинить самосуд на территории своей страны?
Вердикт ЕСПЧ о грубом нарушении прав человека в секретной тюрьме ЦРУ на территории Литвы и о присуждении заключенному Абу Зубейде более 100 тысяч евро компенсации, вынесенный в мае 2018 года, видимо, будет иметь практическое значение для литовской политической элиты. Во-первых, Страсбургский суд поставил точку на восьмилетнем международном расследовании, признав факт наличия на территории Литвы секретной тюрьмы ЦРУ, которая функционировала в период с 2005 по 2006 год.
Причем все это время литовские власти пытались блокировать расследование под разными предлогами — от необходимости защиты «государственной тайны» до нежелания США раскрывать конкретную информацию по данной теме. В суде представители литовских властей до последнего стояли на своем, утверждая, что речь шла всего лишь о размещении центра технической поддержки операций американской спецслужбы, а самолеты ЦРУ доставляли спецоборудование.
Потребовалось целых восемь лет (за это время было принято три резолюции Европарламента с осуждением Литвы за отсутствие подвижек в расследовании), чтобы заставить Вильнюс признать сам факт сотрудничества с американскими спецслужбами.
Во-вторых, вердикт ЕСПЧ, безусловно, будет учитываться при вынесении Международным уголовным судом в Гааге (МУС) решения по обвинению Литвы в преступлениях против человечества. Поскольку Литва является участником Римского статута Договора об учреждении МУС, она обязана сотрудничать с судом. Здесь уже не удастся отделаться штрафом и европейским порицанием; речь идет о перспективе реального уголовного наказания для тех литовских лидеров, которые принимали решение о размещении объекта ЦРУ на территории страны.
Кого из литовских лидеров в первую очередь затронет гаагское расследование? Очевидно, что фигурантом дела станет бывший президент Литвы Валдас Адамкус, который с 2004 по 2009 год (второй срок) был главой государства. Примечательно, что за три месяца до президентских выборов 1998 года он отказался от американского гражданства (при том, что более 40 лет проработал в администрации США) и был избран в нарушение ценза оседлости президентом Литвы.
На каком фоне после импичмента Роландаса Паксаса бывший американец Адамкус вернулся во власть? В 2004 году Литва была принята в НАТО, соответственно включена во все программы, в том числе и в борьбу с международным терроризмом, и Вашингтон незамедлительно потребовал от новоиспеченного союзника активно включиться в глобальную программу секретных тюрем ЦРУ, в которой, по данным американской правозащитной организации Open Society Justive Initiative, участвовали 54 страны.
Из опубликованной в 2014 году открытой части доклада Сената США по секретным тюрьмам ЦРУ следует, что в начале 2005 года в новую оборудованную базу на территории Литвы были доставлены первые задержанные. Там же фигурирует информация о том, что в благодарность за помощь «ЦРУ предложило заплатить некоему неназванному высокопоставленному лицу из литовских чиновников многомиллионное вознаграждение».
Мог ли президент Литвы не знать о существовании такого объекта, а также о многократном пересечении воздушного пространства Литвы самолетами ЦРУ?
Адамкус, несмотря ни на что, и по сей день отрицает нахождение американской секретной тюрьмы на территории Литвы. Впрочем, такой же позиции он придерживался и на даче показаний в 2009 году, когда специально созданная парламентская комиссия расследовала обстоятельства этого дела и пришла к заключению, что тюрьма ЦРУ размещалась в республике.
Тогда перспектива возможной уголовной ответственности за дачу ложных показаний не казалась такой реалистичной. Расчет был на то, что американские покровители всегда смогут замять международный скандал и защитить своих верных исполнителей.
В принципе, так и произошло: в 2011 году расследование о тайных тюрьмах ЦРУ в Литве было прекращено, несмотря на неоднократные требования Европарламента его продолжить. На посту главы государства в этот момент уже находилась сменившая Адамкуса еще одна американская креатура — Даля Грибаускайте.
Вместе с тем публикация в 2014 году Сенатом США доклада, против которого выступил, в частности, бывший президент США Джордж Буш-младший (именно при нем были существенно расширены полномочия ЦРУ для борьбы с международным терроризмом), стала поводом для возобновления в 2015 году парламентского расследования в Литве.
Так кто же в итоге в ответе за секретную тюрьму на территории Литвы?
Предшественник Адамкуса на посту президента Паксас в своих показаниях парламентской комиссии в 2009 году увязал свой импичмент с отказом идти навстречу американцам в данном вопросе.
Как пояснил политик, еще в 2003 году, накануне вступления Литвы в НАТО, к нему «как к главе государства обратились за согласием на то, чтобы в Литву были ввезены лица, которые попали бы в страну не как простые смертные». По словам политика, такое предложение поступило от главы Департамента госбезопасности Литвы (ДГБ) на тот момент Мечиса Лауринкуса. Сам же бывший руководитель литовской спецслужбы не отрицает данного факта. В интервью порталу Delfi он заявил, что «обращался к тогдашнему президенту Паксасу, чтобы была высказана позиция Литвы по этому вопросу», мотивировав это тем, что «в мире начались разговоры о такой возможности, поэтому в будущем к нам могли обратиться с подобной просьбой».
Списать это на праздное любопытство, мол, «а как вы посмотрите, если мы привезем в страну пару террористов Аль-Каиды?» (террористическая организация «Аль-Каида», запрещена в РФ), было бы наивным. Такие вопросы не возникают ниоткуда. Скорее всего, американцы таким образом зондировали позицию Паксаса, а получив отрицательный ответ по интересующему их вопросу, решили избавиться от неподконтрольного руководителя.
Это и объясняет скоротечный импичмент под надуманным предлогом, где ключевую роль в отстранении от власти неугодного США президента сыграл все тот же глава ДГБ, который первый «вбросил» в СМИ информацию о том, что Паксас якобы зависит от своего главного спонсора Юрия Борисова и «представляет угрозу национальной безопасности».
Дальше — дело техники. Подконтрольный Западу Сейм 6 апреля 2004 года проголосовал за отстранение главы государства от полномочий. В Закон о выборах оперативно была внесена поправка, запрещающая лицам, в отношении которых была инициирована процедура импичмента, баллотироваться на высшие государственные посты. В свою очередь Конституционный суд Литвы 25 мая 2004 года признал эту норму соответствующей основополагающему закону. А уже в июне на внеочередных президентских выборах победил полностью подконтрольный Америке Адамкус, в биографии которого среди прочего указана служба в военной разведке США. Он же без проволочек и дал зеленый свет ЦРУ в Литве.
Вместе с тем 25 октября 2004 года, спустя пять месяцев после импичмента, Вильнюсский окружной суд не нашел в действиях экс-президента Литвы Роландаса Паксаса состава преступления и полностью оправдал его.
В вердикте ЕСПЧ и Комитета по правам человека ООН ясно говорится о том, что существование тайной тюрьмы ЦРУ в Литве «доказано вне пределов обоснованного сомнения». Это, по сути, является обвинением бывшего главы Литвы Валдаса Адамкуса в причастности к нарушению прав человека.
Можно ли с такой запятнанной репутацией продолжать исполнять обязанности посла доброй воли ЮНЕСКО по вопросам обществознаний? Готовы ли сегодня европейцы закрыть на это глаза? Ведь при назначении Адамкуса на столь почетный пост неоднозначная биография экс-президента периода Второй мировой войны (служба под командованием полковника вермахта Хельмута Медера и местного пособника нацистов Антанаса Импулявичюса, ответственного за Холокост в Литве) осталась без должного внимания.
Чем ближе заседание Международного уголовного суда, тем выше ставки. На днях литовский адвокат Станисловас Томас заявил, что из-за расследования дела о секретных тюрьмах ЦРУ в Литве ему угрожают смертью, поэтому он вынужден укрываться во Франции. Как подчеркнул правозащитник, к угрозам могут быть причастны сторонники бывшего президента Адамкуса, который вместе с занимавшим в те года пост главы ДГБ Арвидасом Поцюсом разрешил создать тайное учреждение американских спецслужб на литовской территории.