Посол Литвы в России Эйтвидас Баярунас дал на удивление миролюбивое интервью, в котором призвал Вильнюс и Москву идти навстречу друг другу и искать то, что объединяет, а не разделяет Россию и Литву. До этого литовский МИД не присоединился к коллегам из Польши, Латвии и Эстонии, которые в самых решительных выражениях осудили статью президента России Владимира Путина о Второй мировой войне. Литва посылает сигналы о готовности мириться с Россией, правда, дальше пустых общих фраз ее дипломатия пока не идет.
«Давайте начнем с человеческого, а не с какой-то геополитики, кто там пожестче скажет. Надо начать с того, что мы соседи, живем в некоем географическом пространстве. И давайте как-то понимать друг друга. Мы все равно не убежим друг от друга. Да, будем здесь жить. Большой сосед Литвы — Россия. Мы имеем здесь свое место в истории, в географии. Давайте искать не то, что нас разделяет, а то, что нас объединяет — исторические моменты, культуру, какие-то светлые места нашего прошлого», — сказал посол Литвы в России Эйтвидас Баярунас в интервью радио «Эхо Москвы».
Такими словами посол ответил на вопрос о статье президента России Владимира Путина про Вторую мировую войну. В этой статье Путин, в частности, утверждает, что вхождение Прибалтийских республик в СССР соответствовало международному праву.
Интервью с литовским послом начинается с вопросов об этой статье. «Эхо Москвы», вероятно, рассчитывало «словить хайп» с помощью представителя самой антироссийски настроенной страны Восточной Европы, сказав ему, что никакой «советской оккупации» Прибалтики не было. Тем более что официальный Вильнюс, как ни странно, по поводу статьи Путина не высказывался. В отличие от других стран Балтии.
Сенсация в самом деле случилась, но куда более локальная, чем ожидалась. Затрагивающая лишь узкий круг российских специалистов, занимающихся Прибалтикой.
Посол Литвы в России аккуратно сгладил все острые углы, заглушил общими обтекаемыми фразами все конфликтные темы и фактически предложил Вильнюсу и Москве начать уже замиряться друг с другом.
«Конечно, я все же верю, что мы — Литва, Европа, Россия — будем жить в одном доме. Это звучит как-то очень пафосно — один дом. Но мы начали с этого, помните — общеевропейский дом. Хотя мы не понимали, что это такое», — ответил, например, Эйтвидас Баярунас на вопрос о том, почему за 30 лет литовско-российские отношения не сложились.
Здесь уместно задать вопрос: а не Литва ли срывала строительство этого общеевропейского дома? Кто в свое время заблокировал переговоры о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом? Литва. Так что именно литовский дипломат, говорящий об общем европейском доме с участием России, особенно умиляет.
Еще интереснее абзац про НАТО. «НАТО не является военной машиной, которая направлена против России; то, что мы иногда слышим здесь, в России. Часто слышим. Это оборонительный союз. Это не против России. Литва вступала не против России, а потому, что мы чувствовали: это как раз сделает нас более безопасными», — говорит литовский посол в России и тут же добавляет, что события на Украине подтверждают правильность выбора Вильнюса. Не будь Литва в 2014 году в НАТО, один Бог знает, что с ней могло бы случиться.
Налицо уникальная ситуация. Представитель Литвы пытается сойти с наезженной русофобской колеи, однако его страна в этой колее так увязла, что вылезти из нее он не может. Столько лет непрерывных криков о «русской угрозе», «агрессивном соседстве» и «надвигающейся российской агрессии». Россия называлась причиной увеличения присутствия НАТО в Литве открыто и официально. Как тут взять и сходу развернуться на 180 градусов?
Эйтвидас Баярунас обижается, что «Эхо Москвы» задает ему трудные вопросы, хотя они так не договаривались. «Трудный вопрос» про то, чей Крым, он откровенно «замылил». Минимум «солидарности с Украиной», максимум — про позитив и светлые страницы в истории литовско-российских отношений. Да, согласно представителю Литвы, таковые были.
Вместе с почти исчезнувшими в последние месяцы антироссийскими спичами из Вильнюса примирительная риторика Баярунаса сигнализирует Москве о желании Литвы мириться с Россией.
Проблема здесь даже не в том, что помимо выступления литовского посла слов примирения и даже намеков на готовность к примирению со стороны Вильнюса пока не прозвучало. Проблема в том, что одними словами литовско-российским отношениям уже не поможешь.
За последние несколько лет поддержание фоновой враждебности и искусственно разжигаемая конфронтация в отношениях России с Литвой привели последнюю к конкретным антироссийским шагам.
В Литве арестовывали российских граждан, оскверняли памятники героям Великой Отечественной войны, не давали российским дипломатам за ними ухаживать, преследовали общественников, которые занимались этим и организовывали в литовских городах марши «Бессмертного полка».
Так что речь уже давно не о словах, а о делах. Если Литва желает возродить отношения с Россией, то притушить антироссийскую реформу и вбрасывать обтекаемые общие фразы про «светлые страницы нашего общего прошлого» явно недостаточно.
Для восстановления отношений с Россией нужны такие же большие практические шаги, как те, которыми эти отношения разрушались.
Самое очевидное, простое и сильное решение — освободить гражданина России Юрия Меля, который находится в литовской тюрьме по заведомо ложному обвинению.
Насколько очевидным шагом к разрушению отношений с Россией было осуждение по статье «военные преступления и преступления против человечности» тяжелобольного военного пенсионера, который, будучи 23-летним лейтенантом советской армии, светил фарами танка у Вильнюсской телебашни в ночь на 13 января 1991 года и стрелял холостыми из направленной в воздух пушки, настолько же его освобождение будет очевидной демонстрацией готовности восстановить отношения.
Без этого очевидного шага со стороны Вильнюса России с Литвой просто нет смысла начинать разговор.
UPD МИД Литвы все-таки отреагировал на статью президента России о Второй мировой войне. «Президент Путин дебютировал как историк. Отчаянно пытается реабилитировать старые преступные договоры по разделу мира на "сферы влияния". Тот, кто не способен изменить будущее, решил переписать прошлое», — написал в Twitter министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.