×
Политика Политика

«Киев ведет минский процесс в тупик»

Источник изображения: http://img.gazeta.ru

Украина ведет сложные переговоры с МВФ и Комитетом кредиторов, на Донбассе продолжаются обстрелы, а очередной раунд минских переговоров окончился безрезультатно. Портал RuBaltic.Ru обсудил последние события на Украине с директором Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаилом ПОГРЕБИНСКИМ.

- Михаил Борисович, если верить СМИ, ситуация на Украине с каждым днем обостряется. Не могли бы Вы подробнее рассказать о происходящем в стране на сегодняшний день?

- В экономике — приближающийся дефолт с небольшими шансами его избежать. Десятки тысяч людей оказываются без работы и остаются без средств к существованию. Их количество увеличивается каждый месяц. Но какой-то атмосферы кошмара в Киеве нет. Люди выживают за счет старых запасов, так что обстановки массового протеста пока тоже нет.

Главная тема — война и мир. В этом вопросе позиция Киева сформулирована в субботнем номере «Зеркала недели», где директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин (по совместительству советник президента Порошенко) описал несколько сценариев и дал понять, что сценарий мира его не устраивает. Потому что этот сценарий как бы в интересах Москвы и Европы, которые противоречат интересам Киева в его понимании. Он видит их не как интересы граждан страны, а как интересы некой придуманной европейской Украины.

Таким образом, Киев заводит минский процесс в бесконечный тупик. От переговоров не отказываются и, более того, даже говорят, что нет альтернативы минскому процессу, но из текста Горбулина понятно, что это — переговоры ради переговоров: ни в коем случае нельзя достичь результатов.

- Как раз этой неделе прошли встречи контактной группы и профильных подгрупп по урегулированию ситуации на востоке Украины. Как сообщается, достичь каких-либо договоренностей не удалось. Есть ли вообще дальнейший смысл в организации такого рода встреч? В каком случае они могут быть продуктивными?

- 23 июня министры иностранных дел в нормандском формате встречались в Париже, а Контактная группа — в Минске. Они обсуждали определенные частные вопросы, и, может быть, удастся что-то решить по Широкино, демилитаризовать его, хотя тут уже шансов меньше. Но попытки проходят. Это все очень частные вещи. До тех пор, пока у Киева и Донецка с Луганском не будет ясного желания найти взаимоприемлемое, компромиссное решение, встречи будут сопровождаться обменами ударами, обстрелами и гибелью людей. Минский процесс все равно надо продолжать, другого варианта нет. Продолжать, пока стороны не примут для себя решение, что они готовы идти на компромиссы. У нас компромисс зафиксирован минским процессом, но Порошенко на днях рассказывал, что никакой реальной автономии, никакой федерализации, ничего не будет, а лидеры ДНР и ЛНР будут отвечать по закону. Такие высказывания явно противоречат духу Минских соглашений.

- 16 июня сотрудники Администрации президента Украины Петра Порошенко в ходе визита в США рассказали представителям Белого дома о якобы имеющихся фактах участия регулярных подразделений России в конфликте на Донбассе. Можно ли после этого ожидать каких-то шагов со стороны американцев для очередного «урегулирования ситуации и остановки российской агрессии»?

- Насколько я понимаю, пока Администрация Обамы не решается дать команду на поставку летального вооружения Украине. Но это пока. Хотя традиция американской политики заключается в том, что в последний год президента у власти США избегают резких действий, которые могут привести к обострению международной обстановки. Они ведь желают победы кандидату от своей партии, а большинству людей не нравится обострение отношений. Поэтому обычно подобного стараются избегать, но это не значит, что и на этот раз так будет.

- В начале июня киевские власти и кредиторы Украины не смогли прийти к соглашению по поводу реструктуризации долга. Многие говорят о дефолте как о неизбежности. Какие Вы видите варианты развития событий?

- Большинство экспертов действительно считают, что дефолт неизбежен. Я не считаю себя специалистом в данном вопросе, могу только озвучить самую распространенную на Украине точку зрения. Просто люди считают, что дефолт будет смягчен дополнительным финансированием, которое, несмотря на дефолт, обещают и МВФ, и американцы, и Евросоюз.

То есть позиция Запада здесь мотивирована тем, что он отдает себе отчет в том, что сам втравил Украину в эту ситуацию, и бросить ее сейчас будет означать не только поражение Украины, но и поражение Запада. Поэтому Украину будут пытаться спасать.

А дефолт будут использовать как инструмент для выхода из финансового тупика, в котором сейчас оказалась страна.

- Министр экономики Украины Айварас Абромавичюс сообщил, что украинское правительство планирует до конца 2015 года выставить на приватизационные торги первые госпредприятия. Поможет ли данный шаг экономике страны?

- Это, конечно, безобразие. Даже не специалисту станет очевидно, что если продавать активы в ситуации, когда страна находится в таком тяжелом положении, купят их только спекулянты. Причем купят по совсем низкой цене. По бросовой. И ясно, что пострадают национальные интересы Украины. Но киевским властям надо хоть где-то искать деньги и сводить концы с концами. Думаю, что это — одно из условий кредиторов: продавайте, а потом еще готовьтесь, мы и землю вашу замечательную скупим. Это отчасти отчаянная мера, связанная с необходимостью найти деньги (мало возможности их найти кроме приватизации оставшихся активов), отчасти — просто политика, которую вынуждают вести транснациональные корпорации, в связке с правительствами США и европейских стран навязывающие Киеву такие шаги.

- По данным ООН, за чертой бедности сейчас проживает более 80% украинцев, за полтора года со дня Майдана ВВП Украины упал на 17%. В конце мая в стране начались митинги и пикеты. Немало протестующих вышли на улицы Киева 10 июня с требованием выплатить им зарплаты. Велика ли вероятность, что недовольства вновь перерастут в массовые волнения?

- Это очень сложно прогнозировать. В Армении на 16% поднимают цены на электроэнергию — и уже массовые волнения. А у нас втрое подняли цены — и тишина. Неизвестно, что будет. Я бы здесь поостерегся и, разве что, сказал, что чем дальше будет такая социальная безнадега, тем больше шансов, что люди выйдут на улицу. Только шансов. В реальности все сложнее.

- Многих удивило назначение Саакашвили на пост губернатора Одессы. Как Вы для себя объясняете столь спорное решение?

- Есть два объяснения этому. Одно связано с внутренними причинами. У президента опустела скамейка близких ему людей. Назначать кого-нибудь, так или иначе связанного с разными олигархическими группами, он не хотел. Он удалил человека Коломойского, и в этом смысле надо кого-то чужого назначить, тут подворачивается Саакашвили, которому Порошенко давно искал работу. Он давно его знает и рассчитывает, что с ним сможет контролировать ситуацию в Одессе. А второе объяснение — Порошенко вообще не хотел его назначать. Назначение это американское, связано оно с интересами нефтяных компаний, которые давно лоббировал Саакашвили, еще будучи президентом Грузии. А в Одессе — порт, перевалка и так далее. Поскольку у США есть большие планы по поставкам энергоресурсов, появление Саакашвили могло происходить под давлением американцев. Я не располагаю достаточной информацией, чтобы выбирать между этими двумя версиями.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров