×
Политика Политика

Юбилей «Саюдиса» используют для защиты мифологии Литвы

Источник изображения: https://naujienos.alfa.lt

Центр исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы опубликовал к 30‑летию «Саюдиса» документы КГБ, посвященные Литовскому движению за перестройку. Документы подобраны таким образом, что они уводят в сторону от неудобных вопросов про «Саюдис», выставляя его исключительно общенациональным движением за восстановление независимости. Но вопросы всё равно остаются…

Литовское движение за перестройку было основано 3 июня 1988 года. В августе того же года Вильнюс посетил секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев, который от имени Горбачева благословил «прогрессивный» почин литовской интеллигенции.

Поддержка сепаратистского движения в Литовской ССР Москвой и руководством КПСС не противоречит официальной версии истории Литвы. Согласно этой версии, пока «оккупационный режим» был силен, борьба литовских патриотов за восстановление независимости была замаскирована под Движение за перестройку. Спустя несколько месяцев, когда Советский Союз максимально ослаб, маски были сброшены и Движение за перестройку стало просто Движением — «Саюдисом». Движением за выход Литвы из состава СССР.

Первой из союзных республик, объявивших о независимости, стала Литва / Фото: AP © Виктор ЮрченкоПервой из союзных республик, объявивших о независимости, стала Литва / Фото: AP © Виктор Юрченко

Однако детали возникновения «Саюдиса» в литовскую историографию уже не укладываются. «Серый кардинал» Горбачева Александр Яковлев не просто поддержал создание «Саюдиса», а затем и «Народных фронтов» Латвии и Эстонии — он инициировал и курировал их формирование.

Идеолог перестройки совершил турне по Прибалтике в 1987 году — за год до возникновения там сепаратистских организаций.

В Вильнюсе, Риге и Таллине Яковлев давал поручения республиканскому руководству сформировать из местной гуманитарной интеллигенции общественные движения в поддержку горбачевских реформ.

Смысл был в том, чтобы за перестройку выступили наиболее оппозиционно настроенные к советской действительности социальные слои самых благополучных и преуспевающих советских республик.

«Саюдис» был придуман в Кремле, создан по поручению секретаря ЦК КПСС, и практическая работа по формированию движений в поддержку перестройки в Прибалтике закономерно была поручена организации, которая всегда отвечала в Советском Союзе за деятельность общественных организаций, — Комитету госбезопасности. Других методов формирования общественных объединений, кроме задействования своей агентурной сети, у республиканских отделений КГБ не было никогда.

Подоплека создания «Саюдиса» делает неизбежным вывод о том, что Литовское движение за перестройку в момент своего создания кишмя кишело агентами КГБ.

Поэтому от широко разрекламированной публикации архивов КГБ ожидали в первую очередь обнародования информации об агентурной работе спецслужбы. Списки осведомителей, отчеты об их вербовке, заявления о согласии на сотрудничество, предоставленная агентами информация. В конце концов, все четверть века «второй независимости» агенты КГБ — «кто на кого стучал» — одна из самых лакомых тем для литовских политиков и журналистов.

Но Центр исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы разочаровал. Среди опубликованных им документов нет ничего исторически значимого и политически актуального. Всё сводится к тому, что КГБ до последнего боролся с порожденным им детищем и до самого августовского путча в 1991 году пытался остановить усиление «Саюдиса».

«Большое внимание было уделено конспирации сотрудничества секретных сотрудников (им больше не нужно было давать подписку), им также собирались больше платить, чтобы агентурный аппарат оставался жизнеспособным. Но все эти меры не были эффективными, так как ряды агентов редели, новых с каждым годом удавалось завербовать всё меньше: в 1988 году — 594, в 1989‑м — 358, а в 1990 году всего 117 человек», — заявляет Центр исследований геноцида и сопротивления.

Никаких имен завербованных, конечно, не называется. Далее литовские историки дают понять, почему не называется: в 1991 году КГБ вывозил из Литвы или уничтожал документы.

При этом сохранившиеся документы по странному стечению обстоятельств если против кого и направлены, то против оппонентов существующей власти.

Так, в одной из опубликованных справок рассказывается о встрече с жителями Мариямполе депутата Верховного Совета Литвы Казимире Прунскене, на которой та 29 мая 1991 года сообщала, что о реальном выходе Литвы из состава СССР можно говорить не раньше 1996–1997 годов. То есть бывшая премьер-министр и будущая кандидат в президенты Литвы пыталась оттянуть обретение Литвой независимости.

Первый премьер-министр Литовской Республики Казимира Дануте Прунскене / Фото: Peoples.ruПервый премьер-министр Литовской Республики Казимира Дануте Прунскене / Фото: Peoples.ru

Нет ничего удивительного в том, что близкий к «ландсбергистам» Центр геноцида и сопротивления опубликовал информацию, походя бьющую по ненавистной «ландсбергистам» Прунскене. Тем более нет ничего удивительного, что в материалах Центра нет ни слова о том, как лидером «Саюдиса» стал профессор музыковедения Витаутас Ландсбергис.

В Литве все и каждый знают, что папа профессора Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис был двойным агентом НКВД и гестапо, которому разрешили вернуться в Литву и дали дом в Каунасе за неоценимые услуги, оказанные советской разведке в деле поимки нацистских преступников в Австралии. Есть и свидетельства современников о том, что сам профессор Ландсбергис — это агент КГБ по кличке dedule, которому «контора глубокого бурения» поручила возглавить Движение за перестройку, чтобы держать под контролем фрондирующую литовскую интеллигенцию.

Но исследовательская работа Центра геноцида и сопротивления на эту сторону движения за независимость Литвы света, естественно, не пролила.

Потому что Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы — это никакая не исследовательская, историческая, научная организация, а политический инструмент в руках правящего класса Литвы, выполняющий спецзадания: создавать мифологию, бить оппозицию, защищать «своих», шельмовать «чужих» и т. д.

В начале года Центр уже провел блестящую спецоперацию — распространил информацию о том, что великий литовский актер Донатас Банионис работал на КГБ СССР. 

Литовский актер Донатас Банионис / Фото: Sputnik LietuvaЛитовский актер Донатас Банионис / Фото: Sputnik Lietuva

Как раз к моменту публикации архивов КГБ в честь 30‑летия «Саюдиса» обнаружилось, что информация о Банионисе не соответствует действительности. Литовская люстрационная комиссия не нашла доказательств того, что актер сотрудничал с Комитетом госбезопасности.

Но в любом случае цель спецоперации была выполнена. Имя любимого актера Владимира Путина и символа успешности Литовской ССР осквернили. И опровержение тут ничего не меняет. Вилки нашлись, но осадок остался. То ли он украл, то ли у него украли, но в чём-то там неприятном он был замешан.

Юбилей «Саюдиса» — это еще один спецзаказ. Надо защитить «своих» и бросить тень на «чужих». Вся новейшая история Литвы — это одна сплошная мифология. Поэтому последнее, что будет интересовать сейчас тех, кто поднимает в Литве волну публикаций о возникновении и развитии движения за независимость, — это поиск исторической правды. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Дмитрий Goblin Пучков: «Из Прибалтики будут высасывать соки. И это справедливо»
23 мая 2018
Интервью с известным российским блогером, писателем, публицистом, известным под псевдонимом Goblin, Дмитрием Пучковым.
Даля Грибаускайте — «советский» руководитель в худшем смысле слова
14 мая 2018
Публикация секретной переписки Дали Грибаускайте породила всплеск откровений бывших соратников о неприглядных личных качествах президента Литвы.
Литовский блогер: репрессии стали обычным оружием мафиозных властей в Литве
14 мая 2018
Интервью с литовским блогером Симонасом Загурскисом.
Литва толкает Сербию на путь Украины
22 мая 2018
Президент Литвы Даля Грибаускайте раскритиковала Сербию за то, что та стремится войти в ЕС, но в то же время не хочет портить отношений с Москвой.
Новости партнёров