Литва — один из последовательных сторонников непризнанного Тибета. Регулярно на разных международных площадках официальные представители Литовской Республики поднимают вопрос обеспечения прав и свобод человека в этом регионе, а также предоставляют свою парламентскую трибуну духовному лидеру Далай-ламе XIV для антикитайской пропаганды. Несмотря на это, Вильнюс верит в успех торгового диалога с КНР. Уместно ли при таком недружественном подходе к Поднебесной рассчитывать на взаимовыгодное экономическое сотрудничество между двумя странами?
Группа по межпарламентским связям литовского Сейма с Тибетом готовится в четвертый раз принять летом текущего года в Вильнюсе духовного лидера Тибета Далай-ламу XIV. В программах предыдущих визитов обязательным пунктом значились: выступление в Сейме Литвы, лекция в Европейском гуманитарном университете, общение с местной буддистской общиной. По всей видимости, и на этот раз литовские власти не намерены отступать от традиции и готовы в полной мере удовлетворить запрос лидера на использование ресурсов этого прибалтийского государства для популяризации собственных мирных идей.
В свою очередь, в Пекине внимательно отслеживают каждое перемещение опального духовного лидера по миру. В Поднебесной Далай-ламу, который после неудачного восстания в Тибете против правления Китая в 1959 году сбежал в Индию, считают сепаратистом, подстрекающим к насилию. Китайские власти также возлагают на него вину за беспорядки в марте 2008 года в Тибете и других районах компактного проживания тибетцев, когда во время многодневных погромов было убито 19 человек, а ущерб составил более 30 млн долларов США.
Поэтому любой международный визит Далай-ламы XIV неизменно вызывает жесткую реакцию китайских властей. Принимающие же страны оказываются в черном списке. За предупреждением непременно следуют санкции и, что немаловажно, многомиллионные потери.
К примеру, в 2008 году Франция при президенте Николя Саркози в полной мере ощутила на себе китайскую политику экономического изоляционизма. Французский лидер проигнорировал официальное предупреждение МИД Китая о том, что встреча с духовным лидером может негативно повлиять на развитие торгово-экономических отношений.
Обстановку между странами еще больше накалил инцидент, когда сторонники провозглашения независимости Тибета неоднократно пытались сорвать в Париже эстафету огня Олимпийских игр — 2008. Им удалось не только трижды погасить факел, но и чуть не вырвать его из рук китайской параолимпийской спортсменки.
В итоге китайские покупатели массово отказались от посещения принадлежащих французским компаниям магазинов Carrefour, Louis Vuitton и The Body Shop. Французский бизнес постарался отмежеваться от действий французских властей. Так, сеть супермаркетов Carrefour, предвидя серьезные убытки, распространила заявление о том, что не имеет никакого отношения к попыткам сорвать олимпийскую эстафету. Но было уже поздно. Китайцы перестали покупать французскую «молочку», кожаную галантерею и парфюмерию. Потери составили сотни миллионов евро.
В 2016 году Китай после визита тибетского духовного лидера аналогично наказал Монголию, повысив таможенные пошлины на монгольское горнорудное сырье, а также заморозив соглашение по выдаче кредитов стране. Незадолго до мероприятия Пекин призывал Улан-Батор не принимать Далай-ламу. Монгольское руководство было предупреждено о негативных последствиях для экономических отношений. Дипломатический конфликт стал серьезным ударом для экономики страны.
Правительство Китая отменило визит заместителя премьер-министра Монголии в КНР, а также двусторонние переговоры, в ходе которых планировалось рассмотреть вопросы, связанные с выделением займов для строительства железной дороги и медной шахты. Надежды на получение от Пекина кредита в размере 4 млрд долларов США также не оправдались. Улан-Батор, чей экспорт на 90% зависит от китайского рынка, оказался в крайне тяжелом положении. После этого Монголия выпустила официальное разъяснение, что визит Далай-ламы не был связан с политикой, а его целью было лишь обучение буддистов Монголии.
Пекин в свой черный список заносит не только целые государства, но и мировых деятелей культуры и искусств, когда-либо оказавших поддержку Далай-ламе.
В 2015 году китайские чиновники запретили знаменитой американской рок-группе Bon Jovi выступать в Пекине и Шанхае из-за поддержки духовного лидера Тибета. Поводом послужила демонстрация в ходе выступления коллектива в 2010 году на Тайване видеоряда, в который были включены кадры с опальным духовным лидером тибетского народа.
В 2016 году власти Китая запретили творчество американской певицы Леди Гаги из-за ее встречи в США с Далай-ламой. В итоге после двадцатиминутного общения на камеру в Индианаполисе творчество певицы попало под санкции в Поднебесной. Коммунистическая партия Китая распространила предписание звукозаписывающим компаниям с требованием запретить творчество американской исполнительницы на всей территории страны. Можно только представить масштаб негативных последствий, когда перед поп-звездой в одночасье закрывается миллиардная аудитория фанатов и перспектива баснословных гонораров.
Если в Литве рассчитывают, что визит Далай-ламы останется незамеченным в Пекине, то сильно ошибаются. Можно как угодно позиционировать нахождение на территории государства тибетского лидера — «в частном порядке» по «приглашению буддийской ассоциации» и т. д. От этого смысл не меняется.
Вильнюс идет на осознанную провокацию против Китая. К сожалению, предыдущий опыт ничему не научил литовских политиков. Визит в Литву в 2013 году опального духовного лидера, который удостоился «частной» аудиенции у главы государства Дали Грибаускайте, обернулся предсказуемыми трудностями для литовского бизнеса, стремящегося выйти на китайский рынок.
Спустя годы литовцам так и не удалось выстроить полноценный диалог с китайскими партнерами. Сегодня можно встретить на полках китайских магазинов литовские товары: минеральную воду, соки, сухие завтраки, алкоголь и некоторые другие продукты. Вместе с тем литовские предприниматели прямо указывают на правящие элиты как на помеху для развития полноценных торговых отношений: их международная политика препятствует реализации основных экспортных статей — молочной и мясной продукции. По словам председателя Литовско-китайского совета предпринимателей Освальдаса Чюкшиса, бизнес Литвы «продолжают наказывать за встречу официальных лиц с Далай-ламой».
Предстоящий визит Далай-ламы в Литву неминуемо приведет к китайским экономическим санкциям, что окончательно похоронит амбиции Вильнюса стать логистическим интермодальным мостом между Востоком и Западом.