Несмотря на отрицательный результат теста, Ангела Меркель приняла решение уйти на карантин. Причиной стало обнаружение коронавируса у врача, который делал канцлерин профилактическую прививку. Теперь германскому лидеру предстоит разделить стесненную повседневность миллионов соотечественников, которые придерживаются рекомендаций правительства и избегают покидать свои дома без крайней необходимости. В свои 65 лет руководитель ФРГ уязвима для вируса, особенно опасного для пожилых людей. А если вспомнить тревожные слухи о состоянии здоровья Меркель и ее недавние приступы дрожи на официальных мероприятиях, то можно удивиться, что канцлер решила ограничить контакты с внешним миром только сейчас.
Меркель не стала пояснять, как именно она будет руководить одним из крупнейших государств Европы из своей квартиры. Представитель ведомства Федерального канцлера лишь подтвердил, что Ангела Меркель продолжит свою работу. Вероятно, соответствующие механизмы были утверждены еще на начальном этапе распространения коронавируса.
Еще до карантина Меркель заявляла, что изменила свое рабочее расписание, почти полностью отказавшись от личных встреч и поездок в пользу видеоконференций и телефонных переговоров. Работа в таком формате может быть без труда продолжена и в домашних условиях.
Между тем подобный опыт управления государством является уникальным в новейшей немецкой истории.
Наиболее близкие аналогии из нашей отечественной практики — последние месяцы правления Юрия Андропова и Константина Черненко, проходившего из больничных палат.
Впрочем, за прошедшие 40 лет технологии коммуникации ушли далеко вперед и «удаленное» государственное управление уже не кажется синонимом беспомощности.
Для Меркель эпидемия коронавируса стала очередным звеном в цепочке вызовов, возникших в ходе ее последнего канцлерского срока.
На этот раз лидеру ФРГ, пожалуй, удается справляться с трудностями значительно лучше, чем в дни миграционного кризиса или в период ожесточенных внутрипартийных схваток в правящей партии ХДС. Едва возникший негатив от «бездействия» канцлера уже уступил место ренессансу ее былой популярности.
Для Меркель, чуждой показательной сентиментальности и позерства, публичные выступления остаются неуютным жанром. Последнее яркое обращение к нации пришлось на миграционный кризис в 2015 году. Лозунг Wir schaffen das! («Мы справимся!») был призван вселить в немцев чувство уверенности перед лицом испытаний.
Но на фоне новых и новых проблем с мигрантами он почти сразу стал поводом для горькой иронии и признаком отрыва от реальности.
Однако в своем обращении к нации в связи с распространением коронавируса Ангеле Меркель удалось найти правильный баланс между эмоциями и фактами, сделав послание понятным и «человечным».
Сравнение наступившего кризиса со Второй мировой войной было рискованным приемом, но он был воспринят в немецком обществе с истинно немецкой серьезностью. Обращение канцлера было доступно с субтитрами на разных языках, в том числе и на русском, благодаря чему слова, рассчитанные на внутреннюю аудиторию, быстро разошлись за пределы немецкоговорящего сообщества.
Пожалуй, это тот случай, когда Меркель удалось выступить в роли «морального лидера» Запада в высшей степени гармонично. Статус «хромой утки» нисколько этому не помешал. Причина возникшего вокруг обращения Меркель резонанса — его конкретность. В отличие от миграционного кризиса, теперь речь не о проблеме абстрактного гуманизма, а о вопросе жизни и смерти.
Призвав своих сограждан соблюдать несложный набор правил для предотвращения распространения коронавируса, Меркель примерила на себя статус «мамочки» (Mutti) немецкой нации, дающей советы заигравшимся детям.
И хотя на видео флаг ЕС привычно соседствовал с черно-красно-золотым триколором, Меркель обращалась к гражданам ФРГ, отложив разговоры о европейской солидарности до лучших времен.
При этом рассчитанный на немецкую аудиторию текст вышел вполне универсальным. После небольших правок его мог зачитать лидер почти любого государства и добиться понимания со стороны слушателей. Однако теперь риторический приоритет в «очеловечивании» борьбы с коронавирусом закреплен за канцлером ФРГ.
Успех обращения Меркель был обеспечен и реальными достижениями Германии в борьбе с распространением коронавируса. Число заболевших в ФРГ стремительно растет, однако количество летальных исходов не превышает и трети процента от общего числа инфицированных.
В отличие от итальянцев, немцы в основном соблюдают строгие предписания своего правительства, которые в отдельных федеральных землях дополняются новыми ограничениями.
Нарушения запретов теперь караются драконовским штрафом в 25 тысяч евро. Немецкие врачи, занятые разработкой вакцины, отказались от предложения американских властей перенести свою работу в США.
С началом распространения коронавируса многие эксперты справедливо указывали на дефицит европейской солидарности, о которой так много говорилось на многочисленных форумах и саммитах ЕС. Между тем пример ФРГ показывает, что по крайней мере в пределах национальных границ европейская антикризисная стратегия может быть эффективной.
Правительству Меркель, обычно критикуемому за пассивность, удалось заручиться доверием со стороны немцев и даже поправить собственную репутацию.
Кроме массовой скупки макарон и туалетной бумаги, жители Германии проявили в дни кризиса дисциплину и сознательность. Если у ФРГ получится остановить распространение коронавируса, сохранив уровень смертности на низком уровне, то это станет значимым достижением заката «эры Меркель».