После выхода США из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) Европе снова грозит превращение в арену противостояния ядерных сверхдержав. О возможных угрозах качественного и количественного роста военного контингента НАТО у границ с Россией аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал сотрудник Военного университета Министерства обороны РФ, кандидат военных наук, полковник в отставке Владимир КАРЯКИН.
— Г-н Карякин, насколько опасным для России может быть американское военное присутствие в Прибалтике в контексте разрыва договора РСМД?
— Все ракеты имеют определенную воронку — радиус, внутри которого они поражать цель не могут. Например, ракета с дальностью две тысячи километров не может поражать цели в радиусе до тысячи. Ракета с дальностью пять тысяч бесполезна при поражении целей на дистанции полутора тысяч километров.
Размещение американских ракет в Прибалтике возможно, и это будет угрожать объектам в России.
Но стартовые позиции американских ракет могут быть быстро ликвидированы нашими «Искандерами», крылатыми ракетами. Здесь все определяется быстротой реакции.
Возможно, что даже до объявления готовности применения данных ракет Россия сможет нанести контрсиловой удар. Это осуществимо при наличии политической воли у руководства страны. Для них смертельно опасно допускать нахождение пусковых установок так близко к границам России.
— Польские СМИ распространили информацию о том, что США отказались от размещения военной базы на территории Польши. Можно ли считать, что проект «Форт Трамп» закрыт?
— В Восточной Европе США не размещают полноценные базы. Сейчас американцы стали практичнее. Дональд Трамп — бизнесмен. Там нет полноценных баз, таких как Рамштайн в Германии, таких как в Кувейте, на Гуаме, на Окинаве. Такие базы — это единичные случаи.
Несколько сот баз являются плавающими цветками лотоса в океане. Это дислокация средств с очень ограниченным личным составом. Делается это для того, чтобы развернуть полноценную базу в приемлемое время, не более того. Непосредственной готовности к ведению боевых действий там нет.
Польша даже хотела заплатить деньги американцам за размещение «Форта Трампа». Это самоубийство польских политиков.
Дело в том, что они страдают фантомными болями относительно потери империи, которая у них была в средние века. До сих пор мстят России за уничтожение той польско-литовской державы. Пусть болеют дальше.
Американцы не собираются проливать кровь за польские интересы. Там нет ничего. На этой территории нет никаких серьезных ресурсов — ни нефти, ни газа, нет даже логистических коридоров для продвижения каких-то товаров.
«Северный поток» и «Шелковый путь» со всех сторон обходят Польшу и страны Балтии. Их геополитическая ценность заключается только в том, чтобы щекотать нервы России, создавать нервозную обстановку и давить на российских политиков. Но у России нервы крепкие, и они не поддаются на провокации. Такой вариант нереализуем.
С другой стороны, страны Балтии хотят военно-политической и дипломатической поддержки своих русофобских позиций — с тем, чтобы получить финансовые и политические дивиденды.
Вместо того, чтобы объявить себя независимыми внеблоковыми государствами, как Швейцария или Финляндия, и вести многовекторную добрососедскую политику с Востоком и Западом, они полностью отдались США и НАТО.
Такая политика не имеет перспектив. Она сойдет на нет, когда к власти придут новые прагматично мыслящие политики и будут подготовлены условия договора «Хельсинки — 2». Вот тогда действительно будет разрядка.
Для этого должна случиться смена политических элит на Западе. Российские элиты готовы к такому развитию событий. Но западные элиты все еще пытаются дожать Россию, сокрушить ее экономически, политически. Они пытаются найти оппозиционные силы, которые разрушили бы страну. Но у них это не получится.
— Какие цели сейчас преследуют страны НАТО в западном приграничье России?
— Во-первых, все одиннадцать центров по мониторингу ситуации на западных границах Российской Федерации вкупе с полетами разведчиков создают обстановку нервозности.
Во-вторых, идет борьба за умы и сердца русскоязычного населения за границами России.
Эту группу я бы разделил на три категории.
Первая категория — это успешные россияне, которые уехали на Запад, сделали свою жизнь комфортной. Их много. Вторая категория — те, кто ассимилировался и принял условия титульной нации, возможно, даже получил паспорта. Третья категория — это те, кто не хочет ментально перестраиваться и поддаваться русофобским влияниям.
Это десятки тысяч людей. За их умы и идет борьба на восточноевропейском пространстве.
Российские СМИ на них тоже воздействуют. Запад опасается, что Россия ведет информационную войну. Россия обвиняется в ведении гибридной информационной войны против стран Балтии и Польши. Но Россия всего лишь борется за права русскоязычного населения. Обеспечьте эти права: предоставьте школы на родном языке, участие в выборах для неграждан.
Они же хотят уничтожить русскую культуру, русский язык, русское обучение. Это длительный процесс, он может длиться не одно десятилетие. Борьба за это приведет к патовому результату.
— Если американская военная база в Польше в будущем все же будет построена, то какой контингент и какие вооружения могут быть на ней размещены?
— Если военная база «Форт Трамп» будет построена, то на ней планировали установить противоракетные комплексы, направленные на противодействие иранским ракетам, которые могут полететь в США. Эти планы — глупость.
Межконтинентальные ракеты, которые может создать Иран, уже пройдут к этому моменту свой активный участок пути и выйдут в космос. Догнать и уничтожить их над территорией Восточной Европы будет весьма проблематично. Тем более что эти ракеты являются единичными.
Я не думаю, что Иран будет нападать на США со столь далекого расстояния. Если и будут бить, то по базам на Ближнем Востоке. Все это шито белыми нитками.
Ракетные позиции в «Форте Трамп» могут быть приспособлены по своим габаритам и тактико-техническим характеристикам для размещения крылатых ракет, которые предназначены для контрсилового удара по объектам в России. Это и представляет опасность.
Мы боремся с тем, чтобы не допустить размещения военных баз в Румынии, Польше, локаторов в Чехии. В этом случае придется вести разведку и постараться четко определить время подготовки ракетного удара, которое будет исчисляться минутами. За эти минуты необходимо успеть нанести превентивные удары по американским базам с помощью наших гиперзвуковых средств.
Например, комплекс «Кинжал», который имеет колоссальную скорость действия. Президент России Владимир Путин сказал: посчитайте расстояние до их баз и то, с какой скоростью данные ракеты летят. Потребуется несколько минут на их уничтожение.
Здесь вопрос военной политики, стратегии и политической воли. Неизвестно, кто победит в этом противоборстве. Как в вестерне, кто быстрее выстрелил — тот и победил.
— Посол Германии в Польше Рольф Никель высказал сомнение в том, что увеличение численности войск в Восточной Европе способно положительно сказаться на обстановке в регионе. К чему может привести милитаризация восточного приграничья НАТО и существует ли предел численного расширения войск Альянса на границах с РФ?
— В настоящее время в войсках Альянса, насколько мне известно, насчитывается порядка сорока тысяч военнослужащих. Это ничтожное количество. Мы имеем в десятки и сотни раз больше сил и средств.
Если вспомнить операцию США против Ирака, им потребовалось в течение нескольких месяцев развертывать дислокацию порядка двухсот тысяч военнослужащих. То же самое и в опреации против Афганистана. Они привели авианосцы в Аравийское море, за пределы досягаемости каких-либо средств, и бомбили беззащитную страну.
У НАТО есть средства, способные пощекотать нервы. Но их мало.
Инфраструктура Восточной Европы не готова к логистике перемещения большого количества тяжелой бронетехники. Мосты и путепроводы не выдержат таких нагрузок. Их необходимо реконструировать под требования военного времени.
Во-вторых, необходимо разместить до четырехсот тысяч военнослужащих в Восточной Европе, чтобы действительно угрожать России. В противном случае разговоры об угрозе со стороны России для НАТО — пустышка.
На самом деле американцы такими мизерными средствами пытаются, с одной стороны, поддержать боевой дух и настроение восточноевропейских партнеров, а с другой — пощекотать нервы России.
По отношению к России это занятие бессмысленное. Конечно, что касается Восточной Европы, то страны этого региона получат от баз свои дивиденды — политические и экономические. Вокруг этих баз создадут рабочие места, будет привлечено финансирование. Внакладе они не останутся.
Есть только одно «но». В случае начала военных действий решение о размещении этих баз окажется самоубийственным.