Жена погибшего мэра Гданьска Павла Адамовича Магдалена заявила, что в убийстве ее мужа виновна польская государственная телекомпания TVP, неоднократно освещавшая его деятельность в негативном ключе. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил разобраться, почему убийство перекладывают на журналистов и политиков.
«Ответственность лежит на TVP. Я так считаю. Язык ненависти, способ подачи повлияли на убийцу, который выбрал Павла своей жертвой. Моего мужа убили слова», — заявила Магдалена Адамович.
Она также сказала, что сотрудники телеканала недостойны называться журналистами.
По данным следствия, убийца Адамовича — психически неуравновешенная личность. Он недавно вышел на свободу после отбывания наказания за серию ограблений. Во время тюремного заключения у него была выявлена параноидальная шизофрения, он проходил курс лечения. По словам матери, он жаловался, что «слышит голоса».
Убийство, произошедшее на почве психического расстройства, стало поводом для нападок на правящую партию «Право и справедливость» (ПиС). По мнению либеральной оппозиции из «Гражданской платформы», именно ПиСовцы создали атмосферу ненависти в польском обществе, жертвой которой и пал Павел Адамович.
Типичным примером таких обвинений является статья в польском издании Newsweek. В ней журналист Казимеж Бем отметил, что «Гражданская платформа» не является «непорочной девой» и ее деятели тоже позволяют себе жесткие высказывания в отношении оппонентов. Однако с его точки зрения, именно ПиС несет ответственность за разжигание ненависти в стране.
«Но надо четко сказать, что в эскалации языка насилия в польской общественной жизни виновато "Право и справедливость", в особенности [лидер партии] Ярослав Качиньский. В отличие от других партий, для которых хамство и ненависть — это единичные случаи, для правящей партии это ежедневный стиль жизни и занятия политикой», — написал он.
Автор констатировал, что Качиньский опустил язык публичных дебатов «до уровня канализации и океана ненависти», а с момента прихода к власти в 2015 году превратил «свои обиды и ненависть в государственную политику, которую реализуют полиция, прокуратура и ПиСовские политруки, такие как Яцек Курский, Беата Шидло, Доминик Тарчиньский или Кристина Павлович».
Казимеж Бем, так же как Магдалена Адамович, считает, что журналисты причастны к убийству мэра. «Это ежедневная толерантность к фашиствующим боевикам, нацистам, карьере людишек из "Национально-радикального лагеря", "Всепольской молодежи" или других инкубаторов фашиствующих посредственностей. И непрерывный, непрекращающийся поток яда и ненависти в TVP и газетах — словно капельницу с ядом подают народу», — подчеркнул он.
А заместитель главного редактора либеральной «Газеты Выборчей» Ярослав Курский назвал произошедшее «политическим убийством»:
«Назовем вещи своими именами. Вчера в Гданьске дошло до политического убийства, рассчитанной и спланированной попытки убийства политика, избранного на всеобщих выборах, политика, недавно обновившего большой демократический и политический мандат», — прокомментировал он нападение на Адамовича на своей странице в Twitter.
К нападкам на правящую партию присоединились и различные либеральные политики. Так, евродепутат от «Гражданской платформы» Беата Кудрицкая обвинила партию ПиС в том, что та через попрание разделения властей и «травлю в государственных медиа» создает атмосферу, благоприятную для террора:
«Жертвой такого акта террора стал президент Гданьска Павел Адамович. Жертвой институционализированной ненависти, с которой мы имеем дело в Польше в течение трех лет», — подчеркнула она, выступая в Европарламенте.
Бывший мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц полагает, что Адамович был убит из-за роста ксенофобии в польском обществе.
«Кажется, что это какой-то плохой фильм, но, к сожалению, это правда. Я думаю, что ксенофобские, националистические настроения были разогнаны до очень высокой температуры», — заявила она в программе Onet Rano.
Лидеры недавно созданной либеральной партии Teraz! («Сейчас!») Рышард Петру и Йоанна Схеуринг-Вельгус назвали убийство Адамовича «политическим», к которому, по их мнению, привел язык ненависти, культивируемый в стране правящей партией.
«Это ПиС несет ответственность за те ненависть и хейт, которые убили и уничтожили президента Павла Адамовича. Поэтому мы не будем молчать. Тишина была бы на руку ПиС, и над гробом Павла Адамовича не может быть тишины, не может быть молчания», — отметила Йоанна Схеуринг-Вельгус на пресс-конференции.
С ее точки зрения, «есть виновные, и на виновных нужно показывать пальцем»:
«Я сегодня показываю пальцем на этих виновных — пана Ярослава Качиньского, пана президента Анджея Дуду, пана премьер-министра Матеуша Моравецкого, пани пресс-секретаря ПиС Беату Мазурек и пани экс-премьер-министра Беату Шидло. Они не реагировали, не осуждали и довели до трагедии», — добавила она.
Вообще, в связи с убийством Адамовича тему борьбы с «языком ненависти» в стране подняли многие либеральные польские политики. Одним из первых заговорил об этом глава Евросовета, бывший премьер-министр страны Дональд Туск:
«Я хочу сегодня тебе, дорогой Павел, обещать от имени всех нас, гданьчан, поляков и европейцев, что для тебя и для всех нас мы защитим наш Гданьск, нашу Польшу и Европу от ненависти и презрения. Мы обещаем тебе, прощай», — заявил он на митинге в Гданьске.
Мэр Вроцлава Яцек Сутрык написал директорам городских школ письмо, в котором призвал провести уроки о языке ненависти. С подобным призывом к учителям Варшавы обратился и мэр столицы Рафал Тжасковский. При этом оба градоначальника являются деятелями оппозиции.
К борьбе с языком ненависти присоединились и представители польской поп-культуры. Известная певица и актриса Дода (Дорота Рабчевская) выступила с предложением организовать совместный концерт польских звезд под тэгом «Артисты против ненависти». На данный момент о своем желании выступить на мероприятии заявило уже несколько десятков польских исполнителей.
Такая бурная реакция оппозиции на убийство политика и ее кипучее желание бороться с «языком ненависти» в стране имеют свое объяснение.
Следует напомнить, что осенью этого года в Польше состоятся выборы в парламент.
В настоящее время, по данным опросов, оппозиционная «Гражданская платформа» значительно отстает от ПиС, причем это отставание только усиливается.
Согласно последнему опросу, проведенному Центром изучения общественного мнения, за ПиС готово проголосовать 39% избирателей, в то время как за «Гражданскую платформу» готовы отдать голоса только 22% поляков. В такой ситуации либеральная оппозиция готова использовать любую возможность, чтобы в год выборов разогреть в своих интересах политическую атмосферу в обществе.
Убийство мэра Гданьска, таким образом, стало подходящим поводом для того, чтобы на фоне борьбы с ненавистью поднять свои рейтинги и бросить обвинения в адрес своих оппонентов.
Стоит, однако, добавить: партия «Право и справедливость» ничем не отличается от «Гражданской платформы» и действует такими же методами.
Так, ПиС во главе с Ярославом Качиньским аналогичным образом уже много лет эксплуатирует тему смоленской авиакатастрофы.
Выдвигаются абсурдные обвинения против России, которая якобы организовала взрыв самолета, и бывшего премьер-министра Дональда Туска, который якобы вступил тогда в сговор с Путиным. Все это активно применяется для нагнетания антироссийских настроений в обществе и постоянных обвинений оппозиции в работе на Кремль.
Так что использование трагедий в политических целях становится обычным делом в польском политикуме.