В пятницу, 22 января, в рижском книжном магазине «Polaris» прошла презентация книги экс-президента Латвии Валдиса Затлерса «Вот кто я!», изданной на русском языке и рассчитанной непосредственно на русскоязычного читателя. В своей книге объёмом около 500 страниц Затлерс рассказывает о своей семье, школьных годах и учёбе в университете, работе в больнице и преподавательской деятельности, ну и, конечно, о своём президентстве и депутатстве. Книга позволяет взглянуть на экс-президента несколько другими глазами и даёт возможность увидеть обычного человека, а не известного политика. В то же время она разочарует тех, кто ждёт от экс-президента больших откровений. Люди, внимательно следящие за латвийскими событиями, не найдут в ней ничего нового, а ее прочтение у большинства из них может породит больше вопросов, чем ответов.
Рассказывая о том, как создавалась эта книга, Валдис Затлерс на презентации сразу подчеркнул, что он не писатель и у него никогда не было намерений и мыслей написать такую книгу. Он написал её лишь потому, что, по его словам, «так случилось» и за последние два года он прошёл путь от идеи выпуска мемуаров и описания в них того, как он прожил свою жизнь, до издания книги на латышском языке и её перевода на русский язык. Интересно, что текст в двух книгах немного отличается. Как отметил Валдис Затлерс, русское издание пришлось чуть-чуть укоротить, потому что оно получилось более объёмным. Вследствие этого некоторые главы, где «мысли были очень похожи», оказались сокращены. Кроме этого, в книгу была добавлена ещё одна глава под названием «Русские в моей жизни», где Валдис Затлерс рассказал о том, как он познакомился с русскими и какую роль они сыграли в его жизни.
Русских в жизни экс-президента оказалось много. В своей книге Затлерс вспоминает как во время детских игр к нему обратился на неизвестном языке мальчик, открывший глаза на то, что «в мире есть люди, которые говорят на другом языке – на русском». Также в ней упоминается его классный руководитель после пятого класса Ольга Самойлова, которой, как и другим русскоязычным школьным учителям, «удалось пробудить в нём интерес самому читать Пушкина и Достоевского». Также среди его пациентов каждый десятый был русский, а его товарища по партии, экс-министра образования и экономики Вячеслава Домбровского перед принятием сложных решений всегда спрашивали, что об этом думают русские. Как отметил Затлерс, «Домбровский часто без преувеличения открывал нам глаза, рассказывая, как конкретную проблему воспринимает большая часть общества и чем её оценка отличается от мнения латышей… и этот голос нередко мог изменить ход всего обсуждения».
Рассказывая о созданной им Партии реформ, Затлерс прямо указывает, что он «хотел учредить многочисленную партию без этнической направленности».
Также и в разговоре с пришедшими на презентацию читателями он подчеркнул, что, по его мнению, в отношении русскоязычного населения Латвия совершила три ошибки: не дав родившимся здесь детям автоматического гражданства, начав очередной разговор о закрытии русских школ и не сделав официальным праздником православное Рождество. Однако вопрос православного Рождества, действительно волнующий многих русских Латвии, будучи президентом, Валдис Затлерс мог легко решить. Ему было достаточно инициировать соответствующий законопроект и подать его на рассмотрение Сейма. Да, история не терпит сослагательного наклонения, но существует большая вероятность, что он мог бы быть принят, так как ясно, что отношение парламента к президентским законопроектам совершенно иное, нежели к подаваемым оппозиционными партиями. К сожалению, Валдис Затлерс так и не решился на этот шаг. Почему — ответа на этот вопрос в книге нет.
Не ответил он и ещё на один вопрос, интересующий русского читателя: почему так и не сложилась правящая коалиция, совместно с Центром согласия, после внеочередных выборов в Сейм в 2011 году.
Как пишет Валдис Затлерс, «правление партии обсуждало вопрос девять часов и приняло решение в пользу участия "ЦС"... В то время мотивация была совсем простой – если "ЦС" будет включён в правительство, то они реже будут поднимать тревогу, чем делали раньше, и для латвийского государства в целом это будет выгодно… Мне казалось, что такой исторический шанс в скором будущем не повторится, потому что никто не возьмёт в правительство партию, у которой больше голосов, чем у каждой коалиционной партии в отдельности». Сейчас, по прошествии времени, читая эти строки, ясно понимаешь, что «ЦС» должен был быть в коалиции, но шанс упущен, и межэтнический раскол в Латвии будет ещё очень долго. Но что заставило экс-президента поменять свою позицию — так и остаётся загадкой.
Однако кое-какие тайны в своей президентской деятельности экс-глава государства всё же приоткрыл. Затлерс – единственный президент Латвии, побывавший в Москве с официальным визитом, а способствовали этому определённые обстоятельства. Как рассказывает Затлерс, если бы это был рабочий визит, то в составе делегации было бы только шесть человек, тогда как при официальном визите их количество увеличилось бы до девяти. Решилась эта дилемма просто: на саммите НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года Затлерс смог поговорить с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым и попросить, чтобы его визиту присвоили статус официального. По словам Затлерса, Медведев просто спросил: «Тебе это нужно?», и получив утвердительный ответ, добавил: «Ну, если тебе это нужно, то пусть так и будет!». Итоги визита для Латвии оказались положительными – объёмы торговли существенно увеличились, а встреча Затлерса с патриархом Кириллом, как отметил экс-президент, «очень ярко сохранилась в памяти».
Вообще, личные впечатления от зарубежных визитов и описание встреч с мировыми политиками удались ему очень хорошо. «Душевная обстановка может растопить лёд самых официальных и сложных переговоров. Визит, который остаётся в памяти, позже выражается в тесном сотрудничестве должностных лиц и подписании важных межгосударственных договоров», – отмечает Затлерс в своей книге и подтверждает этот тезис многочисленными примерами из своей практики. Также экс-президент рассказывает о многих неформальных случаях и казусах, случившихся с ним в бытность его главой государства, показывая, что ничто человеческое ему не чуждо. Такие, вроде бы, совсем незаметные штрихи, позволяют разглядеть в нём то, что поначалу было незаметным. Оказывается, Валдис Затлерс — обычный человек, которому также свойственно ошибаться и сомневаться в своих действиях.
В целом же книга интересна и читается довольно легко, но в то же время она оставляет двойственное впечатление, и после её прочтения невольно закрадывается вопрос:
а почему многие свои мысли относительно русских Латвии, высказанные в книге, он не озвучивал раньше?
Ещё свежи в памяти его демонстративные отказы говорить по-русски, а сейчас он с большим удовольствием изъясняется на этом языке. Интересно, власть ли это так влияет на человека, или здесь кроется что-то другое? И не планирует ли он опять пойти в политику, быть может, выпуск книги — это первый шаг к осуществлению таких планов? На «либеральном латышском фланге» опять образовался вакуум, и не исключено, что Валдис Затлерс решил его занять. Правда, как всем известно, «в одну реку нельзя войти дважды», но, может быть, он всё же решил попробовать?