Правительство Украины обязало граждан при пересечении украино-российской границы использовать исключительно заграничный паспорт. Новые правила начнут действовать с марта следующего года. Между Украиной и Россией продолжает выстраиваться своего рода гибридный визовый режим. Этот процесс начался во времена Турчинова — Яценюка — Порошенко, и приход к власти Владимира Зеленского не изменил ничего. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался с причинами и последствиями действий властей Украины.
Визовый режим с Россией был главной темой украинского информационного пространства в годы президентства Петра Порошенко. Бывший спикер Верховной рады Андрей Парубий несколько раз пытался вынести его на голосование, но это решение не было поддержано необходимым количеством депутатов.
Порошенко и компания исходили из того, что переход к визовой системе засвидетельствует перед западными партнерами намерения Киева оставаться в конфронтационном треке с Москвой.
Кроме того, введение визового режима могло спровоцировать зеркальную реакцию России, что нарушило бы Минские соглашения из-за ограничения прав на передвижение жителей охваченного военным конфликтом Донбасса.
Вместо полноценного визового режима власть Турчинова — Яценюка — Порошенко встала на путь поэтапных ограничений свободы передвижения. С 2015 года был отменен въезд граждан России на территорию Украины по внутренним паспортам — обязательным стало наличие заграничного паспорта. Симметричных шагов со стороны Москвы не последовало, и украинские граждане сохранили возможность въезжать в Россию по внутренним паспортам.
С 2018 года для россиян при пересечении украинской границы стал обязательным биометрический контроль. Периодически Киев вводил ограничение на въезд для граждан РФ мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет.
Год назад Порошенко инициировал правовой режим военного положения в ряде областей Украины, чтобы «Россия не формировала в Украине отряды "частных армий", которые на самом деле являются представителями Вооруженных сил России».
Учитывая, что к тому моменту Порошенко вошел в фазу предвыборной кампании и позиционировал себя в качестве «главного патриота», подобные заявления неудивительны.
Совбез Украины, чьим секретарем при Порошенко был Александр Турчинов, в 2017–2018 намеривался ввести дополнительные ограничения для желающих посетить Украину россиян. Планировалось, что перед посещением Украины каждый гражданин РФ должен указать цель поездки, время пребывания в стране, а также маршрут передвижения. Впрочем, подобную электронную систему так и не внедрили, да и, вероятнее всего, это была просто пиар-риторика Турчинова, который хотел утвердиться в статусе неформального лидера «партии войны».
В 2019 году тематика ужесточения правил въезда для россиян ушла из актуальной повестки.
Однако новая власть «порадовала» собственных граждан запретом пересекать украинскую границу при выезде в Россию по внутренним паспортам.
При этом при возвращении из России на Украину можно использовать любой паспорт.
В МИД Украины пояснили, что использование заграничного биометрического паспорта вместо «аналогового» внутреннего документа дает ряд преимуществ — быстрое прохождение паспортного контроля и простоту восстановления документа диппредставительствами Украины в России в случае его утраты в поездке. Кроме того, при обязательном использовании биометрических загранпаспортов государству легче пресекать бегство за границу различных правонарушителей — от должников по алиментам до лиц, совершивших серьезные преступления.
Рациональное зерно в позиции МИД Украины, несомненно, присутствует, однако представляется, что мотивы, которыми руководствовались чиновники, ликвидируя возможность выезжать в Россию по внутренним паспортам, были несколько иными.
Во-первых, деньги — эксперты подсчитали, что необходимость оформлять заграничные паспорта гражданами пополнит казну на сумму примерно в 100 млн долларов (стоимость оформления загранпаспорта составляет 30–45 долларов). Серьезные средства, учитывая финансовое состояние государства.
Во-вторых, зависимое от Запада правительство Украины выполняет задачу переориентации миграционных потоков с российского направления на страны Евросоюза. Запрет использовать внутренние паспорта при выезде в Россию — еще один шаг в этом направлении.
В-третьих, у правящего класса Украины имеются опасения, что украинские граждане будут видеть реальную Россию, а не тот образ, который создают СМИ. И сравнения окажутся не в пользу медийных конструктов.
С этой точки зрения попытки ограничения поездок в Россию выглядят очевидным решением.
Станет ли нововведение, запрещающее использование внутренних паспортов при поездках в РФ, последним изменением миграционных правил во времена президентства Зеленского, будет определяться динамикой урегулирования конфликта в Донбассе и закулисного переговорного процесса по целому комплексу российско-украинских взаимоотношений. Но пока новый президент Украины идет по пути своих предшественников.