Количество неграждан в Латвии составляет чуть более 205 тысяч человек, или почти 11% населения. Около половины из них — люди пенсионного и предпенсионного возраста, тогда как неграждан до 35 лет всего 9%. Аналитический портал RuBaltic.Ru обсудил, как чувствуют себя молодые неграждане, со студентами Павлом и Богданом, а также IT-специалистом Дмитрием, которые живут в Латвии с «фиолетовым паспортом» негражданина.
Негражданство — не проблема
По мнению Павла, которому чуть больше 20 лет, статус негражданина Латвии особо не ограничивает, а даже, наоборот, дает некоторые плюсы в виде безвизового въезда в Россию.
«Конечно, я не могу участвовать в выборах. Тем не менее не считаю, что в этом вопросе я особенно компетентен, поэтому со своим мнением вперед не рвусь. В целом, я не испытываю проблем, имея статус негражданина, да и вдобавок могу иностранных знакомых удивлять таким забавным статусом.
Также я в нем вижу даже преимущество — въезд в Россию без визы. Россия большая, есть что посмотреть.
Но вообще, мне не кажется, что граждане или неграждане как-то различаются; человек — он и есть человек, остальное — формальности, с природой не пересекающиеся», — отметил он.
В то же время Павел был бы не против получить гражданство Латвии и даже задумывался о прохождении натурализации, но не уверен, что получится. Хотя с латышским языком у него нет проблем.
«Латышский язык я знаю хорошо. Действительно хорошо. Некоторым даже казалось, что я учился в латышской школе, хотя на самом деле только общался с друзьями. Правда, думаю, что натурализацию я все же пройти не смогу.
Как говорят некоторые мои знакомые, мало кто вообще сможет сдать экзамен и пройти натурализацию, придется многое заучивать.
Так что это не та сфера, которой я хотел бы посвятить свободное время, у меня другие приоритеты. Да и намеренно доказывать свою причастность Латвии нужным не считаю.
Знаю язык на хорошем уровне, стране лоялен. А каких-то привилегий, ради которых мне бы требовалось намеренно получать гражданство, я не вижу», — говорит молодой человек.
В то же время, если бы Павлу предложили гражданство Латвии без каких-либо экзаменов и клятв, он бы согласился, ведь Латвия для него — родина.
«Так или иначе, Латвия является моей родиной, и я пока планирую в ней оставаться — жить и работать. Конечно, если условия проживания станут некомфортными или рынок труда не сможет предоставить мне достойные варианты трудоустройства, то рассмотрю и другие страны в качестве альтернативы, но пока о переезде не думаю.
Так что если бы мне предложили получить гражданство Латвии просто так, то я бы согласился. Но года через три-четыре, потому что пока для меня актуален вопрос беспрепятственно осмотреть Россию, а это лучше делать негражданином», — подчеркнул Павел.
Негражданство надо ликвидировать
Похожие взгляды и у другого студента, Богдана, которому негражданство в быту никак не мешает, а наоборот, приносит бонусы.
«Тот факт, что я по сей день являюсь негражданином, никак не проявляется ни в быту, ни в дружеских отношениях, ни в деловых, ни в повседневных аспектах жизни, поэтому повода для недовольства своим статусом у меня нет. Да и в своей жизни в Латвии я не замечаю никаких различий между собой и моими друзьями — гражданами.
Однако, конечно, при путешествии в Россию эти различия сразу становятся заметны, притом с пользой для меня: мне не нужно делать визу, в то время как моим товарищам — гражданам она необходима.
Да, в отличие от них я не имею права голоса на выборах, но то, что я не могу голосовать, совершенно не усложняет мне жизнь», — рассказал он.
Но в отличие от Павла, Богдан считает, что спокойно бы прошел процедуру натурализации. Правда, сейчас он не считает это необходимым.
«Разумеется, я принимал во внимание необходимость пройти натурализацию, и те сведения, которыми я располагаю, указывают на то, что это несложно. Значит, прошел бы не напрягаясь, но пока мне это не нужно.
Меня мой статус негражданина вполне устраивает. Хотя, конечно, я хочу получить гражданство, чтобы быть спокойным за свое будущее трудоустройство в европейских странах.
Но данный тезис требует более детального рассмотрения, а пока что я получаю ценный опыт в своей стране», — отметил студент.
Также Богдан рассказал, что если бы ему предложили получить гражданство Латвии без сдачи экзамена, то он бы согласился, потому что такой категории лиц, как неграждане, быть не должно.
«Негражданство в Латвии — это из ряда вон выходящий случай в мировой практике, и как следствие, для носителей этого статуса вполне возможны неожиданные и неприятные последствия на юридическом поле. Так что я считаю, что Латвия должна предоставить всем негражданам гражданство.
Ведь я, как и мои родители, родился в Латвии, но не имею гражданства. И хотя пока я не ставлю перед собой цели уехать из нее, но не исключаю такого варианта, учитывая нарастающее давление на русскую культуру и не внушающие доверия в светлое будущее демографические показатели», — резюмировал Богдан.
Негражданство — это дискриминация
IT-специалист Дмитрий, родившийся в середине 1980-х, считает, что негражданство — это способ дискриминации, в том числе и его самого.
«Существование паспорта негражданина для меня является определенным символом дискриминации, и то, что у меня такой паспорт, на мой взгляд, прямое проявление дискриминации.
Думаю, что сам институт негражданства в Латвии был придуман для того, чтобы изгнать нелатышей из власти в стране и по возможности сократить влияние русскоязычной общины. И, к сожалению, эта цель была достигнута.
Ведь все мы знаем, что среди латышей неграждан доли процента, а среди нацменьшинств их гораздо больше. То есть это явно инструмент национальной политической дискриминации, и его можно сравнить с наличием патрициев и плебеев в Древнем Риме», — заявил он.
Как и остальные собеседники нашего портала, Дмитрий отметил, что у неграждан по сравнению с гражданами есть преимущество в виде безвизового въезда в Россию.
«За то, что неграждане могут ездить в Россию без визы, нужно поблагодарить российские власти, и уж ни в коем случае не Латвию», — сказал он.
Также молодой человек сообщил, что желает получить гражданство Латвии, но не на тех условиях, которые есть сейчас.
«Я не хочу проходить через экзамен, доказывать, что я не верблюд, клясться в том, в чем я не хотел бы клясться, ради того, чтобы получить возможность проголосовать на выборах или поехать в Великобританию или США без визы — нет, для меня это не является достаточной мотивацией», — указал он.
По словам Дмитрия, то, что он в данный момент не видит причин для натурализации, не означает, что он никогда не пойдет на это.
Может так случиться, что гражданство Латвии будет Дмитрию необходимо; в таком случае молодой человек готов пройти все необходимые процедуры. При том, что проблем с латышским языком у него нет.
«Если бы мне было надо, то, думаю, я смог бы пройти натурализацию, исходя из того, что на латышском языке я разговариваю свободно. Я получил высшее образование на латышском языке и по работе с латышскими клиентами общаюсь на их родном языке. Но почему я должен идти и сдавать экзамены каким-то людям? Почему я им, а не они мне?», — задался риторическим вопросом Дмитрий.
В связи с этим он указывает, что латвийское гражданство должно быть представлено всем негражданам без каких-то условий, и тогда он его примет.
Однако больших надежд на такой исход событий он не возлагает.
«Латвия не пойдет на этот шаг, потому что если она это сделает, то получится, что она признает, что лишение гражданства значительной части населения было ошибочным, а это, возможно, откроет двери и для требований каких-то компенсаций.
Кроме того, государственная идеология ведь не поменялась, страх перед русскоязычным меньшинством никуда не исчез, а при отсутствии неграждан ситуация в органах власти может измениться, чего наши правящие политики точно не хотят.
Поэтому я довольно пессимистично смотрю на решение этой проблемы и думаю, что она будет решена только если изменится геополитическая ситуация, или же когда умрет последний негражданин», — подытожил Дмитрий.