Генпрокуратура Литвы начала очередное расследование в связи с критическим высказыванием по отношению к «лесному брату» Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу. На этот раз под ударом литовских властей оказался председатель клайпедского отделения политической партии «Союз русских Литвы», член местного горсовета Вячеслав ТИТОВ.
— Г-н Титов, расскажите, пожалуйста, почему Вашим заявлением заинтересовалась литовская прокуратура?
— Все началось с того, что я готовился к заседанию комитета экономики и финансов клайпедского городского самоуправления. В рабочий план мэром было внесено предложение увековечить память Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса: повесить табличку на стене педагогического института, так как он учился в Клайпеде до 1938 года.
До этого случая я не интересовался Ванагасом, но, попав в рабочий проект, решил углубиться в тему. Я искал информацию о нем и на одном из форумов нашел официальный документ — решение Верховного суда Литовской ССР.
Ознакомившись с этим документом, я пришел в ужас от того, кого мы собирались героизировать.
На заседании комитета финансов я задал вопрос: «Вы считаете, что в Клайпеде нужно увековечить имя человека, связанного с гибелью восьми тысяч мирных жителей, включая детей?» Мне ответили, что такой информацией не обладают. Я предложил комитету документ*, в котором нашел эту информацию. Его принимать отказались.
После этого я сказал, что людям, которые не хотели мира и были причастны к убийствам мирных людей, нет места в городе Клайпеда. А Ванагас выносил смертельные приговоры по решению полевого суда.
— Когда было заявлено о начале расследования, связанного с Вашим высказыванием?
— После публикации в газете «Клайпеда» на литовском языке. В Facebook я также сделал публикацию, чтобы люди узнавали. И разгорелся ажиотаж, пошли жаркие споры. Есть сторонники Ванагаса, есть противники. Мне даже позвонил один из свидетелей преступлений тех лет. Тогда он был маленьким, всю его семью убили, в итоге мальчик рос в детдоме.
Деятели Ванагаса приходили и уничтожали целые семьи за сотрудничество с советской властью. На территории Литвы, согласно источникам, таким способом всего было убито 20 тысяч человек.
Мой вопрос не понравился бы многим. Не понравилось и мэру, что я неудобные вопросы задаю. Затем вместо дискуссий последовало обращение в прокуратуру. Вместо того чтобы дискутировать, опираясь на факты, они решили пойти по иному пути. Прокуратура завела досудебное дело на человека, который выполняет функции депутата городского совета, задавая вопросы. Кажется, демократии у нас приходит конец.
— То есть это Ваши коллеги подали заявление в прокуратуру?
— Если честно, я не знаю, кто и что подал. Сегодня утром я узнал об этом факте от журналистов. Мэр инициировал процедуру лишения меня мандата, планируются сбор подписей и подача иска против меня в суд за нарушение присяги.
— Глава Клайпеды Витаутас Грубляускас сказал, что Вы могли нарушить присягу члена горсовета своим заявлением. Что он имел в виду? Какой именно пункт присяги мог быть нарушен?
— Я только выполнял работу как депутат городского совета, задавал вопросы. Они считают, что таким образом я нарушил присягу. Якобы я обвинил Ванагаса в убийстве восьми тысяч человек.
Но я и не говорил, что он лично это сделал; он командовал теми образованиями, которые на этой территории находились. Если человек прямо или косвенно виновен в этом, я считаю, нет места в городе Клайпеда его увековечению. Наши дети должны расти на других героях.
— Как Вы оцениваете перспективы судебного разбирательства?
— В суде могут не признать документы, которые у меня есть, сославшись на то, что это было в советское время.
— Вы предполагаете, что суд в итоге может быть не в Вашу пользу?
— Я не знаю, как он завершится. Если из пальца что-то высосут, это будет чисто политический заказ. Тогда в действиях правоохранительных органов и суда я окончательно разочаруюсь.
— В ноябре 2017 года Сейм Литвы объявил 2018 год годом «лесного брата» Ванагаса. Примерно в тот же период проходила травля Руты Ванагайте также по поводу ее заявлений в адрес Ванагаса. Ванагас имеет какое-то особое значение для Литвы? Почему ему уделяется так много внимания?
— Как я понял, это символ борьбы с советским строем. Его возвели в ранг символа. Некоторые деятели уверяют, что он был борцом с Советским Союзом. Но есть документы, подтверждающие его преступления. Возможно, было решено, что это все не считается и было понарошку. А между тем есть решение литовского суда, но с ним деятели, которые поддерживают Ванагаса, не ознакомились.
— Как бы Вы оценили отношение населения, депутатов и чиновников к Ванагасу? Речь идет о настоящей любви и уважении или это некая мода, продиктованная государством?
— Возможно, была кампания, которая показывала, какой Ванагас святой, какой он хороший человек. Конечно, в его биографии были светлые моменты, за которые люди могут его восхвалять. Но у меня есть конкретный факт — решение суда о том, что он причастен к убийству людей. И на этом основании я не считаю его святым.
— Как относится население Клайпеды к преследованию Вас из-за личности Ванагаса?
— Сейчас меня многие поддерживают и звонят, выражая одобрение. Мне трудно сказать, насколько много у меня сторонников. Ажиотаж подняли политики, чиновники, которые формируют общественное мнение.
Кроме того, через год у нас пройдут выборы местного правления. Мэр, наверное, хочет свой рейтинг поднять, показывая, что борется с Титовым.
Но все-таки должны быть принципы демократии и свободы слова. А сейчас вместо дискуссии у нас выбирают метод угроз. Но это его, мэра, выбор.
— На Ваш взгляд, мэр Клайпеды является сторонником Ванагаса или просто использует эту тему в политических целях?
— Судя по всему, он является ярым сторонником, раз инициировал увековечение Ванагаса. Это было его решение.
— Как Вы считаете, с какой целью Вас преследуют, зачем проводят кампании в поддержку «лесных братьев»?
— Государственность построена на отрицании всего советского и всего русского. Должны быть свои исторические герои. Этих героев находят, создавая мифы. История всегда переписывается властью под свой уклад. Но ведь есть очень много достойных людей, а честь которых можно было бы таблички вешать. При этом власть выбрала очень странный путь.
— Насколько успешной Вы считаете такую политику?
— Это путь в никуда. История, написанная кровью собственного народа, не делает государственность сильней. Если мы хотим жить в нормальном сильном государстве, которое будет думать о каждом жителе, мы должны дискутировать, использовать факты. Но не включать каток и не проходить им по всем дискуссиям, критикам и т.п.
— Сами люди в Литве верят текущей политике правительства?
— Кто-то верит, кто-то — нет. Кто-то не верит, но молчит, потому что боится под каток попасть. Кто-то уже пострадал. Поэтому все сидят молча.
* Приговор, вынесенный Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу Судебной Коллегией по уголовным делам Верховного Суда Литовской ССР от 24–52 сентября 1957 года (версии на литовском и на русском языках)