Аналитический портал RuBaltic.Ru начинает цикл материалов о том, как живёт Крым и какие изменения произошли в сферах экономики, общества, культуры и политики полуострова после воссоединения с Россией.
Цена интеграции Крыма в экономическое пространство России
В результате политического кризиса на Украине в начале 2014 года Автономная республика Крым и город Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Воссоединение не было признано ведущими западными странами и повлекло за собой введение санкций. Но не менее сложной проблемой оказалась значительная разница в уровне социально-экономического развития полуострова и «материка», как называют остальную Россию в Крыму.
Перед крымским и федеральным правительствами была поставлена задача «довести уровень жизни населения и развития экономики Крымского федерального округа до среднероссийского» и обеспечить экономический рост региона. План выполнения данной установки нашёл отражение в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года» (ФЦП) от 11 августа 2014 года.
Для интеграции экономики Крыма в экономическое пространство России в ФЦП были определены основные направления работы:
-
устранение ограничений транспортной инфраструктуры;
-
устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона;
-
устранение ограничений инженерной инфраструктуры;
-
развитие социальной сферы;
-
обеспечение межнационального согласия.
В 2014 году предельный объём финансирования ФЦП составил 658 млрд рублей. Однако по ряду причин, в том числе экономического спада и девальвации рубля, правительство России пересматривало бюджет. Объём финансирования Программы в редакции от 28 сентября 2017 года составил 825 млрд рублей.
Как живёт Крым: дороги, порты и рейсы
После вхождением Крыма в состав Российской Федерации украинская власть сделала все, чтобы затруднить транспортное сообщение с полуостровом, вплоть до запрета движения поездов и рейсовых автобусов: Крым фактически превратился в остров. Украинская транспортная блокада существенно повысила значение воздушного и морского сообщения полуострова с Россией. Началась масштабная модернизация транспортной инфраструктуры Крыма. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснил, каких результатов удалось достичь в этой области за прошедшие четыре года местным и федеральным властям.
Мост через керченский пролив – самый дорогой крымский проект
19 марта 2014 года президент России Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта задачу построить автомобильный и железнодорожный мосты через Керченский пролив.
В рамках ФЦП развития полуострова Крымский мост стал самым масштабным и дорогостоящим объектом капитального строительства. Общая стоимость проекта на данный момент превышает 225 млрд рублей.
По замыслу авторов проекта, 19-километровый мост через Керченский пролив должен связать Крым с остальной Россией и свести на нет транспортную блокаду со стороны Украины. Пропускная способность моста составит до 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки.
14 марта владелец компании «Стройгазмонтаж», которая является единственным исполнителем работ по строительству Крымского моста, Аркадий Ротенберг сообщил Владимиру Путину, что автомобильное движение через Керченский пролив может быть открыто уже в мае 2018 года.
«Таврида» облегчит движение автотранспорта по Крыму
Основными особенностями крымских дорог до 2014 года были загруженность и низкое качество дорожного полотна. В туристический сезон автомобили, автобусы и фуры были вынуждены ехать в потоке без возможности обгона – скорость движения существенно снижалась. Если учесть высокие температуры от 30 до 40 градусов по Цельсию на солнце, то многочасовая поездка из Симферополя в Севастополь была сложным испытанием для автотранспорта, водителей и пассажиров.
Вторым по значимости автотранспортным проектом Крыма стало строительство федеральной трассы «Таврида». Четыре дорожные полосы с расчётной скоростью движения 120 километров в час и пропускной способностью 21-39 тысяч автомобилей в сутки свяжут Керчь, Симферополь и Севастополь. Длина трассы – 266 километров.
Общая стоимость «Тавриды» оценивается крымскими властями в 139-160 миллиардов рублей. Реконструкция двух полос на участках от Керчи до Симферополя завершится до конца 2018 года, вся трасса, согласно проекту, будет сдана в эксплуатацию в конце 2020 года.
Городские и районные дороги отстают от Крымского моста и «Тавриды»
Не смотря на две большие стройки, общее состояние дорог Крыма по-прежнему оставляет желать лучшего. По итогам проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», Республика Крым заняла вторую строчку антирейтинга с 838 участками дорог, которые требуют ремонта.
Общественники отмечают низкое качество ямочного ремонта и потребность в капитальном ремонте дорожного полотна или частичной замене верхнего слоя асфальта на многих городских и загородных дорогах республики.
В августе 2017 года глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил, что в течение 2018-2020 годов на ремонт и строительство дорог полуострова планируется потрать 25,5 миллиардов рублей.
В 2018 году начался основательный ремонт дорожного полотна в Симферополе. По словам заместителя главы городской администрации Валерия Гумениюка, в столице РК ежедневно ремонтируют около 400 квадратных метров дорог. Подобные мероприятия проходят и в других крупных городах полуострова, например, в Евпатории ремонтные работы пройдут на 11 участках улиц районного значения. Реконструкция проводится за счёт средств, выделенных под реализацию ФЦП.
Спустя четыре года аэропорт «Симферополь» принимает в 6 раз больше пассажиров
С марта 2014 года в Крым летают только российские авиакомпании. Большая доля рейсов приходится на московское направление, прямыми рейсами Симферополь связан также с Екатеринбургом, Казанью, Новосибирском, Ростовом-на-Дону, Самарой, Санкт-Петербургом и Сочи.
Стоимость билета на самолёт Симферополь-Москва с марта по середину июля колеблется в диапазоне от 2,5 до 5,5 тысяч рублей, с середины июля до конца сентября (когда вода в Чёрном море прогреется) – от 5 до 8,5 тысяч рублей.
До 2013 года международный аэропорт «Симферополь» обслуживал не более 1,3 миллионов пассажиров в год. При этом около 58% рейсов были в Россию.
В 2014 году пассажиропоток вырос до 2,8 миллионов пассажиров в год. В 2015 году в терминалах «А» и «Б» была проведена реконструкция, что позволило увеличить пропускную способность аэропорта «Симферополь» до уровня 1991 года – 5 миллионов пассажиров в год.
До начала летнего сезона 2018 года в эксплуатацию будет введён новый терминал с названием «Крымская волна». Пиковая пропускная способность аэропорта «Симферополь» вырастет до 3 650 пассажиров в час, годовая – до 6,5 миллионов пассажиров. Стоимость проекта составила около 32 миллиардов рублей.
Также в 2020 году планируется провести капитальную реконструкцию взлётно-посадочной полосы, которая была выведена из эксплуатации в 2003 году.
Помимо международного аэропорта «Симферополь» в Крыму существует ещё пять аэропортов.
Взлётно-посадочная полоса аэропорта «Заводское» (близ Симферополя) используется санитарной авиацией Крыма и в качестве полигона для тренировочных сборов авиации МЧС, ФСБ и Министерства обороны РФ. В 2014 году полоса аэропорта «Керчь» использовалась в качестве накопительной площадки для автотранспорта, ожидающего очереди на паромную переправу.
Расположенный под Севастополем аэропорт «Бельбек» с 2014 года имеет статус аэродрома совместного базирования и преимущественно обслуживает воздушный транспорт ВКС Российской Федерации.
До конца 2018 года «Бельбек» будет оснащён новой взлётно-посадочной полосой и станет филиалом симферопольского аэропорта. Предполагается, что «Бельбек» будет принимать чартерные рейсы и со временем расширит функционал до полноценной гражданской авиагавани.
Аэропорт «Евпатория» служит военной базой для российских ВКС. О судьбе «Джанкоя» в открытых источниках найти информацию не удалось.
Крымского моста недостаточно, чтобы оживить железные дороги Крыма
В 2012 году 68% туристов (3,5 миллионов человек) добиралось в Крым железнодорожным транспортом. Но в декабре 2014 года после отмены рейсов с Украины железные дороги, вокзалы и инфраструктура полуострова оказались практически невостребованными. Сегодня в Крыму функционирует только пригородный электротранспорт.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. В августе 2014 года был организован пассажирский железнодорожный рейс, в ходе которого подвижной состав был переправлен паромом через Керченский пролив. Общее время в пути по маршруту Симферополь – Москва составило около 40 часов, стоимость билета в плацкарте – менее 4 тысяч рублей. Летом 2015 года власти Крыма предложили отменить поезда Москва-Симферополь из-за нерентабельности перевозок.
Таким образом, железная дорога Крыма может начать функционировать в режиме приближенном к рабочему только после завершения строительства железнодорожного моста через Керченский пролив, сдача в эксплуатацию которого запланирована на декабрь 2019 года.
Однако, по мнению экспертов газеты «Ведомости», железнодорожного моста недостаточно для того, чтобы «оживить» железные дороги Крыма. Модернизация инфраструктуры и строительство новой железнодорожной ветки от Керчи до Симферополя (сегодня поезда вынуждены совершать крюк через Джанкой – это лишние 105 километров – прим. RuBaltic.Ru) может обойтись ещё в 100 миллиардов рублей.
Часть железных дорог, в том числе в районе Керчи, не электрифицированы. Без модернизации дороги при движении состава на промежутке Керчь – Симферополь электровозы придётся заменять тепловозами.
Западные санкции мешают развитию крымских портов
ФЦП также предусматривает модернизацию морского транспорта и портовой инфраструктуры Крыма. Ситуация в этой области остается неоднозначной. С одной стороны, услугами паромной переправы через Керченский пролив в 2016 и 2017 годах воспользовались 6,4 и 6,5 миллионов пассажиров соответственно.
С другой стороны, крымские порты серьёзно пострадали от западных санкций: лишившись грузопотока, портовые мощности простаивают. Работа портов полуострова была признана неэффективной российскими государственными органами. Также издание EurasiaNet.org опубликовало данные, согласно которым порты Евпатории, Севастополя, Ялты и Феодосии убыточны.
Единственным портом, чьи доходы превосходят расходы, может быть порт города Керчь. Через него на полуостров попадает основная масса товаров из России, в том числе бензин и дизельное топливо.
Крымский мост не решит все проблемы полуострова
В целом, модернизацию транспортной инфраструктуры Крыма можно назвать успешной. Открытие нового терминала аэропорта и окончание строительства Крымского моста существенно удешевит и упростит доступ россиян на полуостров.
«Ввод в эксплуатацию резко увеличит уровень инвестиционной привлекательности нашего региона. Туристический поток может вырасти до 8-10 миллионов человек в год», – считает Аксёнов.
Однако переориентация Крыма на «новый материк» – с Украины на Россию – может потребовать больше времени, чем планировалось. Причём, это утверждение верно как для железных дорог и портов Крыма, так и для других сфер жизни крымчан.