Литва активно лоббирует размещение американской ПРО на своей территории без оглядки на катастрофические последствия такого безответственного шага.
На полях Мюнхенской конференции по безопасности президент Литвы Д. Грибаускайте в ходе встречи прибалтийских лидеров с вице-президентом США М. Пенсом заявила об утрате актуальности принятых в прошлом году на Варшавском саммите НАТО мер по защите восточного фланга Альянса.
По мнению главы государства, «без американских систем противовоздушной обороны у нас не будет полной защиты».
Майк Пенс и Даля Грибаускайте
Заявлению литовского главы государства на столь высокой международной площадке предшествовали консультации литовских и зарубежных военных, ранее обсуждавших возможность размещения в Литве зенитно-ракетных систем большой дальности «Пэтриот», способных сбивать самолеты или баллистические ракеты, то есть элементов американской системы ПРО. В пользу стремления Вильнюса стать третьей восточноевропейской страной после Польши и Румынии в американской глобальной системе «Иджис» говорит и безапелляционность требований литовских властей к США.
Почему бы Литве не довольствоваться норвежскими системами ПВО ближней и средней дальности NASAMS? Передвижные зенитно-ракетные комплексы с дальностью поражения маневрирующих аэродинамических целей до 40 км и высотой до 16 км с возможностью уничтожения крылатых ракет вполне бы решали задачу по защите столицы и жизненно важных объектов социальной инфраструктуры.
Ранее в литовских СМИ даже сообщалось, что эти комплексы могут быть приобретены у Норвегии за 100 млн евро и переданы Литве до 2020 г.
Почему у литовского руководства вдруг пропал интерес к ранее достигнутым договоренностям со скандинавской страной?
Сегодня Литва стремится стать весомым игроком в сфере региональной безопасности, для чего усиленными темпами наращиваются оборонные расходы до натовских целевых показателей в 2% от ВВП к 2018 г., зачастую в ущерб социальным обязательствам и возможностям собственного бюджета.
Новое литовское правительство под руководством «аграриев», демонстрируя свою безграничную преданность НАТО, пошло еще дальше своих предшественников, социал-демократов, законодательно утвердив план увеличения военных ассигнований до 2,5% ВВП до 2020 г.
Расчет, по всей видимости, делается на то, что администрация Д. Трампа оценит усилия союзника, взамен согласовав размещение американских систем на его территории. Всё это, в свою очередь, позволит Литве обзавестись долгожданным статусом одного из основных игроков в сфере региональной безопасности. В пользу эффективности такой логики говорит и недавняя высокая оценка Й. Столтенбергом оборонных инициатив Литвы: генсек НАТО поставил ее в пример другим странам-членам.
Положительному решению вопроса размещения американских вооружений в этой прибалтийской республике способствует и раздуваемая литовскими властями истерия по поводу предстоящих осенью 2017 г. регулярных российско-белорусских учений «Запад-2017».
В этой связи президент Литвы Д. Грибаускайте поспешила «уличить» Москву и Минск в «демонстративной подготовке войны против Запада» и обратиться к НАТО за дополнительными гарантиями безопасности.
В свою очередь председатель Комитета Сейма Литвы по национальной безопасности и обороне В. Бакас назвал эти военные маневры «крупнейшими в истории учениями у границ Литвы».
На этом фоне в местных военных и экспертных кругах активизировалась дискуссия о необходимости пересмотра процедуры принятия командного решения внутри НАТО, которая крайне «забюрократизирована и не позволяет оперативно реагировать на проводимую Россией гибридную войну». В качестве последнего примера приводится запоздалый ответ Альянса на «информационную атаку Москвы по дискредитации немецких военнослужащих батальона НАТО в Литве».
Видимо, в литовском понимании любое проявление «гибридной войны», будь то даже кибернетическая или информационная атака (причем совсем не обязательно доказывать источник ее происхождения, априори виновата Россия), должно приравниваться к нападению на страну — члена НАТО и автоматически задействовать 5 статью Устава Североатлантического альянса о коллективной обороне. Демонстрация советской символики на новогодней елке в Литве — «гибридная война»; озвучивание отличной от официальной трактовки январских событий 1991 г. точки зрения — дезинформация и пропаганда, а значит, элемент гибридной войны; розыгрыш литовских политиков пранкерами — посягательство на суверенитет и независимость и т. д.
Что касается российско-белорусских военных маневров, то это рутинное мероприятие Вооруженных сил Союзного государства по проверке боеготовности и повышению эффективности взаимодействия. НАТО регулярно проводит такие учения в Прибалтике. К примеру, летом 2016 г. в Восточной Европе состоялись крупнейшие со времен холодной войны военные учения «Анаконда», в которых приняли участие 31 тыс. военнослужащих и несколько тысяч единиц боевой техники из 24 стран. Вся эта демонстративная военная активность имела место непосредственно у самых границ РФ.
Реакция Москвы была сдержанной: Альянсу было указано на то, что такого рода маневры не способствуют укреплению доверия. Никто никого не обвинял в подготовке войны. Среди западных политиков даже нашлись те, кто осудил действия НАТО. Нынешний президент Германии Ф. Штайнмайер в бытность министром иностранных дел раскритиковал натовские учения у границ России, призвав активнее вести диалог с Москвой.
Сегодня Литва, используя любой информационный повод, усердно культивирует и продвигает на всех международных площадках образ России как агрессора, а также тезис о «неотвратимости российской военной угрозы».
В качестве подтверждения приводятся исследования всевозможных «заслуживающих безоговорочного доверия» международных аналитических площадок (американский стратегический исследовательский центр RAND, американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor, связанные с разведсообществом США) о «беззащитности Литвы перед российским вторжением». В свою очередь в Конгрессе США моделируется отражение российской агрессии против этой прибалтийской республики. Таким образом Литва продавливает свои военные интересы с целью укрепления собственного положения среди региональных игроков в сфере безопасности.
Вместе с тем Вильнюсу нужно четко понимать, что Москва расценивает систему «Иджис» как наступательную, способную на первый превентивный удар.
Американские «ракеты-перехватчики» с передовых позиций у границ России в стратегическом плане намного превосходят возможности межконтинентальных ракет (подлетное время 5–6 минут). Если учесть, что время принятия решения на ответный удар составляет не менее 4 минут, то абсолютно ясно, по каким целям он будет нанесен Россией в первую очередь. Группировке оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области вполне под силу решение такой задачи.
Безответственная политика литовских властей обрекает собственное население на постоянный страх оказаться на линии огня, где шансы на выживание в глобальном вооруженном конфликте автоматически обнуляются.
Если бы литовские власти действительно ставили интересы собственных граждан во главу угла, то в стране был бы проведен референдум по вопросу размещения американских вооружений.
В отличие от Литвы, ее соседи — Латвия и Эстония — демонстрируют более взвешенный и прагматичный подход, заявляя о необходимости диалога с соседом. Так, новый министр иностранных дел Эстонии Ю. Лиги высказал точку зрения о том, что «Эстонии не стоит опасаться нападения со стороны России», которую разделяет и его латвийский коллега Э. Ринкевич.