В Иерусалиме прошел Всемирный форум памяти жертв Холокоста, на который отказались ехать главы Польши и трех стран Прибалтики и в котором в конечном счете отказался участвовать президент Украины. Этот демарш стран Восточной Европы стал закономерным продолжением их курса на частичное отрицание Холокоста, курса, проявляющегося в отрицании преступлений и попытках оправдать участие в геноциде евреев местных коллаборационистов. Польша уже приняла, а Литва планирует принять законопроекты, запрещающие говорить об ответственности народов этих стран за Холокост. О том, как понимать эти демарши против европейского консенсуса о безоговорочном осуждении преступлений нацизма и где в Европе охотнее всего шли на сотрудничество с гитлеровцами, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал директор Фонда «Историческая память» Александр ДЮКОВ.
— Г-н Дюков, Вы представили результаты нового исследования «Индекс коллаборации», в котором были четко установлены государства, чьи граждане охотнее всего шли на сотрудничество с оккупационными властями в годы Второй мировой войны. На Ваш взгляд, изначально это были частные инициативы антисоветски настроенных граждан? Или процесс контролировался местными националистическими группировками?
— В отличие от других регионов Советского Союза, в Литве и на Украине существовало развернутое антисоветское подполье, имевшее плотные связи с нацистскими спецслужбами. Это подполье имело собственные развернутые планы действий на случай нападения Германии на СССР, в том числе антисемитские.
Естественно, что после нападения фашистской Германии боевики подобных организаций составили костяк коллаборационистов на оккупированных территориях СССР.
Фактически речь шла о подготовке коллаборационистами почвы для дальнейших действий немецкой армии в этих республиках.
— А в других регионах происходило нечто подобное?
— В других регионах ситуация немного отличалась. Немцы собственными силами мобилизовывали местных коллаборационистов, но уже непосредственно под своим руководством.
На западе Украины этот процесс шел и сверху, и снизу.
Он подпитывался инициативами местных коллаборантов.
— Как Вы прокомментируете решение президента Польши Анджея Дуды и руководителей Прибалтийских государств не ехать на крупнейшее в Израиле международное мероприятие памяти жертв Холокоста? Демонстративный жест?
— На мой взгляд, решение глав этих стран действительное дикое, совершенно мне непонятное. В четверг в Иерусалиме на мероприятиях памяти жертв Холокоста выступили российский президент Владимир Путин и ряд иных президентов европейских государств, а также присутствовало внушительное число других высокопоставленных гостей.
Однако некоторые главы государств отказались от участия в этой конференции. Не участвовали в ней президент Польши Анджей Дуда, литовский президент Гитанас Науседа, а у президента Эстонии Керсти Кальюлайд нашлись более важные дела.
— Но эти страны официально не отрицают Холокост.
— Обращу Ваше внимание на то, что именно эти страны имеют проблемы с сохранением памяти о жертвах Холокоста.
Например, Латвия и Польша на протяжении многих лет последовательно отказываются решать вопрос о возвращении еврейской собственности, общинной и частной.
В Литве этот вопрос решен, и в этом ее отличие от других Прибалтийских государств.
Однако в Литве проводится курс на героизацию тех личностей, которые прямо принимали участие в расправах над евреями.
Кроме того, планируется законодательно закрепить запрет обвинять литовцев в еврейских погромах и убийствах. В Латвии сделали символический жест, вернув несколько зданий еврейским общинам, и на этом остановились.
То есть, с одной стороны, разговоры о Холокосте и его осуждении в этих странах ведутся, с другой — мы видим, что процесс идет в какую-то другую, мягко говоря, нездоровую сторону.
Спецпроект RuBaltic.Ru «Тропой пособников Гитлера»