Президент Франции и канцлер Германии подписали соглашение о сотрудничестве и интеграции двух стран. Встреча Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона произвела неприятное впечатление на Европу: две главные страны ЕС пошли на грубое нарушение правил игры, подписав двустороннее соглашение об интеграции в обход Евросоюза. Усиление франко-германского альянса означает возвращение к идее «Европы двух скоростей», согласно которой богатые страны «ядра» ЕС продолжают интеграцию между собой, а восточноевропейская периферия остается за бортом дивного нового мира.
Место подписания договора о стратегическом сотрудничестве Германии с Францией было выбрано символическое. Город Ахен — столица империи Карла Великого.
Государство Каролингов было первой после распада Римской империи попыткой создания Единой Европы.
Центр империи Карла Великого — регион от Северного моря до Альп — тысячу с лишним лет после Каролингов остается осью, вокруг которой крутится вся европейская история.
Неудивительно, что именно шесть стран, которые граничат друг с другом как раз по этой стержневой оси европейской цивилизации — Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия, — спустя 12 веков после Карла Великого создали объединение, которое потом стало называться Европейским союзом.
И вот теперь Эммануэль Макрон и Ангела Меркель подписывают в Ахене соглашение о сотрудничестве и интеграции Франции и Германии. Высокие договаривающиеся стороны «действуют в интересах эффективной и сильной общей внешней политики и политики безопасности, укрепляя и углубляя экономический и валютный союз. Они стремятся завершить создание единого рынка и сформировать конкурентоспособный союз на основе сильной промышленной базы».
Ахенское соглашение Меркель с Макроном неприятно поразило остальную Европу. Двусторонние соглашения о стратегическом сотрудничестве между странами — членами ЕС в современной Европе — это не комильфо. В Евросоюз входят 27 государств, и договариваться нужно всем со всеми. А тут две главные страны ЕС в обход Брюсселя и остальных стран Евросоюза договариваются «создать конкурентоспособный союз на основе сильной промышленной базы».
Это возвращение к концепции «Европы двух скоростей», согласно которой самые развитые и богатые страны Западной Европы продолжают объединяться друг с другом, а бедная отсталая периферия остается на обочине европейской истории и в новых интеграционных проектах не участвует.
Пару лет назад первые лица Германии и Франции открыто предлагали признать очевидное: «Единая Европа» не едина, в Евросоюз входят страны с разным уровнем развития, и все 27 стран ЕС не могут участвовать в интеграционных проектах с одинаковой скоростью.
Это была попытка как можно политкорректнее объяснить простую вещь: у Европы есть богатый «центр» и бедные «окраины». «Окраины» тормозят развитие «центра». Этот балласт нужно сбросить, чтобы западноевропейский «локомотив» европейской интеграции смог вытянуть Евросоюз из болота системного кризиса, в котором тот увяз.
Однако даже предельно политкорректная формулировка «Европа разных скоростей» не спасла Берлин и Париж от бури негодования Румынии, Венгрии, Польши, Прибалтики…Восточноевропейская периферия поняла, что ее хотят тихой сапой списать в утиль и оставить догнивать на задворках. Выражение «Европа двух скоростей» быстро стало ругательным, и представители западных европейцев отказались его использовать.
Однако проблемы никуда не исчезли. От бесконечных заклинаний про «Единую Европу» Европа единой не стала. Непреодолимые противоречия между разными странами и регионами ЕС остаются источником системного кризиса. Западная Европа не хочет кормить Восточную. Восточная Европа не хочет лишаться дотаций. Южная Европа не хочет платить по долгам. Одни страны ЕС отказываются принимать беженцев. Другие страны ЕС возмущаются, что им не хотят помочь облегчить миграционное бремя.
Франко-германский альянс — это решительная попытка разорвать клубок противоречий и продолжить развитие Евросоюза за счет интеграции друг с другом и в обход институтов собственно ЕС.
В Ахенском договоре просматриваются контуры того федеративного супергосударства, каковым Германия и Франция видели Евросоюз будущего, которым грезили десятилетиями и к которому не могли приблизиться с 2005 года, когда возможность влиять на европейские дела получили страны «Новой Европы».
Два государства углубляют кооперацию по вопросу иностранной политики, обороны, внешней и внутренней безопасности, прилагая все усилия по укреплению автономного оперативного потенциала Европы».
Германия и Франция оказывают друг другу «помощь и поддержку всеми средствами, которыми располагают, в том числе вооруженными силами, в случае вооруженной агрессии против их территорий». «Два государства учреждают франко-немецкий Совет обороны и безопасности в качестве политического органа управления совместными обязательствами».
Иными словами, речь идет о создании союзного государства по типу российско-белорусского, франко-германском военном союзе внутри НАТО и создании объединенных Вооруженных сил.
Такое решение еврограндов можно считать асимметричным ответом на все попытки тех же стран Прибалтики вставлять палки в колеса проекту европейской армии. Единой европейской армии не будет, потому что при всех различиях 27 стран ЕС и существующих противоречиях между ними ее просто не может быть.
Зато могут быть франко-германские Вооруженные силы.
Образ франко-германского альянса, в котором подпитывают друг друга промышленная мощь Германии и ядерное оружие Франции, впечатляет. Что может противопоставить этому восточноевропейская периферия? Не Междуморье же, в самом деле?
Остается надеяться на США, для которых франко-германский тандем — такая же угроза и геополитический конкурент, как Россия или Китай.
Только тут есть одна закавыка. Америка своих восточноевропейских сателлитов не кормит. А западноевропейские «доноры» намерены отделяться от них и продолжать интеграцию на двусторонней основе. Где же страны Прибалтики тогда будут харчеваться?