Искусство первого руководителя постсоветской Литвы Витаутаса Ландсбергиса править страной с помощью компромата на глав государства, оставаясь в тени, достигло расцвета в эпоху президентства Дали Грибаускайте. Коммунистическое прошлое Грибаускайте, ее работа на КГБ и жизнь в Ленинграде на конспиративной квартире дают Ландсбергису, также причастному к чекистским тайнам, поистине безграничные возможности для шантажа. RuBaltic.Ru расследует, кто на самом деле последние 10 лет правил Литвой от имени «красной Дали».
Да будет Даля долей Литвы!
В настоящее время Витаутас Ландсбергис успешно манипулирует президентом Литвы Далей Грибаускайте. Ситуация с ней является классическим примером долгосрочной кадровой политики профессора. Весной 2009 года во время президентских выборов Ландсбергис и его партия «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) неожиданно, так всем казалось, поддержала не просто еврокомиссара Далю Грибаускайте, бывшего доцента кафедры политэкономии Вильнюсской высшей партийной школы и резервиста отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС.
Тогда Ландсбергис запустил в оборот крылатую фразу: Tebūnie Dalia Lietuvos Dalia! Это была весьма запоминающаяся игра слов, которая в переводе означала «Да будет Даля долей (судьбой) Литвы!».
Эта фраза во многом обусловила убедительную победу Грибаускайте в борьбе за президентское кресло. Она получила 69,9% голосов избирателей республики — лучший показатель за все выборы в постсоветской Литве.
Сегодня с большой степенью уверенности можно утверждать, что поддержка консерваторами Ландсбергиса бывшей активной комсомолки и коммунистки Грибаускайте на президентских выборах 2009 года была продиктована следующими моментами.
Прежде всего, ее биография была полна темных пятен, в том числе и с чекистским оттенком, которые позволяют Ландсбергису держать ее «на коротком поводке».
Отметим, что вторым условием поддержки консерваторами Грибаускайте было ее согласие реанимировать уголовное дело 13 января. В январе 2011 года его должны были закрыть за истечением срока давности.
Тем самым создавалась реальная угроза обрушения официальной версии январских событий и привлечения Ландсбергиса и его клана к ответственности.
Ведь в Литве ежегодно появляются новые свидетельства вины ландсбергистов в том, что у телебашни проливалась кровь. Их страшит возмездие за это преступление, неизбежное после того, как вскроется правда о кровавом январе.
Избрание Грибаускайте президентом Литвы для Ландсбергиса являлось последним шансом поставить свою псевдоправовую точку в расследовании трагических январских событий 1991 года. Ведь именно он и его окружение явились тогда организаторами кровавых жертв.
Реанимация уголовного дела 13 января
Даля Грибаускайте, став президентом Литвы, немедленно приступила к выполнению просьбы Ландсбергиса. Уже 3 июня 2009 года она назначила Генеральным прокурором Литвы Дарюса Валиса. До этого он возглавлял прокуратуру заштатного Акмянского округа. Тем самым Грибаускайте оказала окружному прокурору Валису невероятную услугу в деле его карьеры. Тот все понял и беспрекословно исполнял указания матери-начальницы.
После прихода Валиса в Генпрокуратуру Литовской Республики там начались дискуссии о необходимости приведения Уголовного кодекса в соответствие с нормами международного гуманитарного права, прежде всего — в отношении военных преступлений и преступлений против человечности. В августе 2009 года Валис создал рабочую группу прокуроров, которая готовила проект поправок в УК Литвы.
В первую очередь это касалось статьи 100 УК, определяющей недопустимое обращение с людьми, запрещенное международным правом.
Именно эта поправка должна была позволить литовским прокурорам переквалифицировать «преступления», которые якобы совершили советские военнослужащие в январе 1991 года, в преступления против человечности и военные преступления.
В декабре 2010 года Грибаускайте, предвосхищая закрытие дела 13 января за его давностью, успела внести в Сейм соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Эти поправки Сейм утвердил законом Литовской Республики ХI-1291 от 22.03.2011 года. Они позволили квалифицировать события у телебашни как военные преступления и преступления против человечности, не имеющие срока давности.
Также были внесены поправки, позволяющие литовским судам судить граждан иностранных государств без их участия в уголовном процессе. Сейм Литвы принял их в срочном порядке (!) под давлением президента Грибаускайте.
29 декабря 2010 года в Генпрокуратуре Литвы была создана новая следственная группа по расследованию январских событий 1991 года. Сообщалось, что в группу вошли 4 прокурора якобы высшей квалификации и с большим опытом работы. Руководителем следственной группы назначили прокурора Симонаса Слапшинскаса (S. Slapšinskas), характеризуемого как высококлассного специалиста.
Однако материалы уголовного дела 13 января позволяют утверждать, что слухи о высочайшей квалификации прокуроров следственной группы были сильно преувеличены. Для этого достаточно проанализировать сомнительное содержание Обвинительного акта, полное нелепых фальсификаций, нестыковок и недоказуемых утверждений.
На основании поправок, внесенных Грибаускайте в УК Литвы, Вильнюсский окружной суд с января 2016 года по октябрь 2018 года рассматривал дело № 09-2-031-99, или дело о событиях 13 января 1991 года, обвиняемыми по которому являются 66 российских, белорусских и украинских граждан (двое из них умерли).
Литовские политики и прокуроры уверены, что осуждение этих «преступников» позволит окончательно закрыть вопрос о том, кто «виноват» в январской трагедии.
Но это спорное утверждение. И есть уверенность, что Россия сможет его опровергнуть.
Преступные просьбы Ландсбергиса
В период первого срока президентства Грибаускайте она и Ландсбергис особо не скрывали своих довольно частых контактов. Бывшие работники президентуры рассказали литовской журналистке Руте Янутене (R. Janutienė), автору нашумевшей в Литве книги Raudonoji Dalia («Красная Даля», 2013 год), что Ландсбергис часто приезжал к Грибаускайте в ее резиденцию, находящуюся в элитном поселке Турнишкес.
После этих визитов presidente появлялась на работе с пачкой листков, на которых были записаны поручения, раздаваемые Грибаускайте подчиненным. При этом она как бы вскользь замечала: «Профессор сказал то, профессор попросил сделать это…»
Налицо явное нарушение 84 статьи Конституции Литовской Республики. Не вызывает сомнений, что Ландсбергис, давая поручения Грибаускайте как президенту, совершал тяжкое государственное преступление. Это более весомое прегрешение, нежели то, которое инкриминировалось президенту Роландасу Паксасу. Но Ландсбергис пока по-прежнему благоденствует.
В мае 2014 года клан Ландсбергиса вновь поддержал Грибаускайте на президентских выборах. В этот раз пост президента ей достался сложнее, хотя ее оппонент Зигмантас Бальчетис (Z. Balčėtis), представитель социал-демократов Литвы, особым авторитетом у избирателей не пользовался. Тем не менее выборы тогда прошли в два тура.
Во втором туре 25 мая 2014 года Грибаускайте победила, набрав 57,87% от всех голосов пришедших на выборы избирателей. А пришло всего лишь 47,3% всех избирателей, то есть 1,2 тысячи от 2,56 тысячи. Фактически за Грибаускайте проголосовало лишь 27,37% от всех зарегистрированных в Литве избирателей. Это более чем скромный результат.
Естественно, после переизбрания в мае 2014 года Грибаускайте чувствовала себя в президентском кресле менее уверенно, нежели на протяжении первого срока.
Поддержка русофобского клана Ландсбергиса ей была необходима больше, чем когда-либо.
Отсюда усиление ее антироссийского настроя и заявления о том, что Россия — террористическое государство, агрессия России против Литвы не за горами, Россия ведет разрушительную для Литвы информационную гибридную войну... и так далее, и тому подобное.
В период правления Грибаускайте клан Ландсбергиса, пользуясь моментом, окончательно навязал республике ущербные принципы тоталитарной клановой демократии, которыми руководствуется его партия «СО–ХДЛ», манипулируя Сеймом.
Ситуация с президентами Литвы Альгирдасом Бразаускасом, Валдасом Адамкусом, Роландасом Паксасом и Далей Грибаускайте свидетельствует о том, что музыковед, занявшись политикой, превратился в подлинную политическую акулу, переигрывая по всем статьям своих «учителей».
Второе явление Грибаускайте
В настоящее время Ландсбергис и его консерваторы стоят перед серьезной проблемой. С уходом в мае 2019 года Грибаускайте создастся реальная опасность обрушения режима «тоталитарной демократии», который клан Ландсбергиса сумел навязать Литве.
Бывшие активные ландсбергисты Зигмас Вайшвила, Аудрюс Буткявичюс и Бронюс Гензялис намерены серьезно посчитаться с музыковедом.
Они направили в марте 2018 года в Генпрокуратуру Литовской Республики заявление об антигосударственной и террористической политике Витаутаса Ландсбергиса. Расследование этого заявления грозит не просто скандалом, а конкретными уголовными делами в отношении литовских консерваторов.
Спасение Ландсбергис видит в продолжении своего закулисного управления республикой. С этой целью кандидатом от «СО-ХДЛ» в президенты Литвы в 2018 году была определена депутат этой фракции в Сейме Ингрида Шимоните (I. Šimonyte).
Это второе явление Грибаускайте. Женщина 44-х лет, не замужем, бездетна, экономист. Почти один в один повторение Грибаускайте. И у нее, как у нынешнего президента, ворох темных пятен в биографии. Утверждают, что Шимоните, занимая в 2009-2012 годах пост министра финансов Литвы, приняла участие в ряде афер, инспирированных президентом Грибаускайте.
Так, она способствовала губительной финансовой политике Грибаускайте, когда та отказалась брать кредит для Литвы с выгодной ставкой в 1,5%. Вместо этого финансовые средства одалживались на международных рынках под 9,5%.
В то же время президент закупала гособлигации, вследствие чего незаконно обогатилась. Так считает бывший европарламентарий Маргарита Старкявичюте, которая напомнила, что в Евросоюзе за подобные преступления карают конфискацией имущества.
Помимо этого, Шимоните активно участвовала в скандальном банкротстве одного из ведущих банков Литвы — Snoras. В результате активы и собственность банка в размере 8 млрд лит бесследно исчезли. Причем утверждается, что часть средств этого банка в 2014 году пошла на избирательную кампанию президента Грибаускайте.
Одним словом, Ландсбергис опять взялся за старое, проталкивая в президенты того, на кого у него есть компромат.
По этому поводу газета Laisvas laikraštis 16 октября 2018 года опубликовала обширную статью Naujas šviesus mafijos veidas («Новый светлый лик мафии»). Там достаточно подробно рассказано о «грехах» Шимоните.
В этой связи представляет особый интерес фото, на котором патриарх консерваторов Ландсбергис благословляет Шимоните на борьбу за пост президента Литвы. Такое низкопоклонничество — редкое явление даже для Литвы. Оно свидетельствует, что Шимоните своим поклоном дала понять, что любые просьбы Ландсбергиса будут для нее законом, когда она займет кресло президента Литвы.
Литовскому избирателю для информации
В 2016 году президент Южной Кореи Пак Кын Хе, весьма энергичная незамужняя женщина, была приговорена к 24 годам тюрьмы по причине незаконного влияния на нее как на президента близкой подруги Чхве Сун Силь. Та вмешивалась в процесс принятия Пак Кын Хе политических решений, а также оказывала давление на крупные компании, чтобы те перечисляли большие суммы в подконтрольные ей фонды.
Чхве Сун Силь получила три года тюрьмы, а Пак Кын Хе была приговорена к 24 годам лишения свободы. В июле 2018 года за получение взяток и растрату государственных средств суд Сеула добавил ей еще восемь лет.
Остается надеяться, что литовская Фемида когда-нибудь возьмет пример с Южной Кореи.