Дальнейшее расширение евроинтеграции становится затруднительным. Украина и Грузия, продолжающие околачивать порог европейского дома, не предназначены для вступления в ЕС и НАТО, говорит наиболее вероятный претендент на Елисейский дворец Франсуа Фийон. Для лукавого Брюсселя страны-кандидаты давно утратили всякую привлекательность. Но признать это означает согласиться с провалом политики «открытых дверей», потерять лицо. Оттого европейские бюрократы и продолжают тешить Украину и Грузию пустыми надеждами, раз за разом откладывая «безвиз» и выстраивая всё новые барьеры на их «европейском пути».
«Не предназначены для вступления в ЕС и НАТО». Столь жёсткий вердикт Украине и Грузии выносит экс-премьер Франции, кандидат в президенты страны и наиболее вероятный претендент на Елисейский дворец Франсуа Фийон. Политик призывает западных лидеров прислушаться к голосу разума и признать этот факт.
«Всегда ли Запад был надёжным? Не вводили ли когда-либо в заблуждение Россию по Ливии, по Косово, по экономическому партнёрству с ЕС?» – ставит здравые, правильные вопросы Фийон. «Я вам напомню о безответственных высказываниях тех, кто хотел вступления Грузии и Украины в НАТО», – говорит экс-премьер Франции.
Последние два десятилетия глобалистский Запад безостановочно лукавил. Его отношения с постсоветским пространством, и в первую очередь с Россией, были циничным «дипломатическим флиртом». Обещания и успокоительные увещевания обрамляли конкретные политические решения, попирающие российские интересы.
Франсуа Фийон
Наиболее показательный пример этого – расширение НАТО на восток. Массовое пополнение Альянса в 2004 году и присоединение в 2009 году Албании и Хорватии сопровождались рассказами о «дружелюбности» военного блока к России. Политика «открытых дверей» не направлена против Москвы, уверяли натовские руководители, приглашая Грузию. Система противоракетной обороны США и НАТО в Европе нужна для защиты от Северной Кореи и отказавшегося от ядерной программы Ирана, говорили они.
Столь же сладостными речами камуфлировалась системная работа по дезинтеграции постсоветского пространства в рамках польско-шведской инициативы «Восточное партнёрство» («ВП»). Сама идея «ВП» напрямую подрывала геополитическое влияние России в западной и юго-западной частях бывшего СССР, купировала интеграционные устремления Москвы. Так, например, энергетическая составляющая программы была направлена на создание альтернативных России путей энергоснабжения Европы.
Конечно, в официальных документах ЕС всячески подчёркивалось, что программа «ВП» никоим образом не носит антироссийский характер. В европейском меморандуме от 5 мая 2008 года (MEMO/09/217) говорилось: «Это – вовсе не антироссийская инициатива. Это – ответ на стремление наших восточных соседей существенно углубить и расширить их отношения с ЕС. Россия остаётся важнейшим партнёром ЕС, с которым мы сейчас ведём переговоры по новому всеобъемлющему соглашению. Мы всегда подчёркиваем, что партнёры по линии “ВП” нуждаются в хороших рабочих отношениях со всеми своими соседями, включая Россию».
То, какие на самом деле отношения участников «ВП» с Россией нужны Брюсселю, явственно показал Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства» 2013 года, заложивший динамит под фундамент украинской государственности.
Во время своего председательства в ЕС Литва с позволения Запада делает всё, чтобы превратить «ВП» в «санитарный кордон» от России, придать программе характер военно-оборонительного союза. Или с Москвой, или с Европой, ставит ультиматум такой неоднородной и противоречивой Украине официальный Вильнюс, выкручивая руки Киеву. Как следствие – отказ президента Януковича поддаться шантажу и подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, Евромайдан и украинский хаос, обернувшийся крупнейшим кризисом в международных отношениях с середины 1980‑х годов.
После литовского председательства в ЕС и Вильнюсского саммита относительно наступательной сущности «ВП» не может быть никаких сомнений.
Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства» осенью 2013 г.
Что до самой Литвы и её прибалтийских соседок, то и тут европейские глобалисты лукавили и продолжают лукавить. Когда страны Балтии вступали в НАТО и ЕС, еврофункционеры рассказывали об их стратегической функции «моста» между Востоком и Западом, объясняли органическую русофобию правящего класса этих республик «болезнью роста», которая скоро пройдёт. Мол, подрастут на европейских харчах, поймут истинную цену сотрудничества и взаимного уважения, будем дружить.
Подросли, освоили западные дипплощадки и сформировали яростное антироссийское крыло, которое до умопомешательства сопротивляется любому сотрудничеству России и Евросоюза. С американским протекторатом за спиной прибалтийские политики накладывают вето на переговоры о безвизовом режиме России с ЕС в 2008 году, «подрывают» Украину, лоббируют антироссийские санкции и резолюции.
Несмотря на незначительный политический вес стран Балтии, хвост начинает вилять собакой как минимум на российском направлении.
Сама Прибалтика при этом остаётся не более «европейской», чем Украина, Грузия или Молдова. Сохраняется проблема неграждан, маршируют так пугающие Старый Свет ветераны Ваффен СС. Просто прибалтам «повезло» больше, Европа приютила их раньше других.
Приютила и обожглась. Глядя на восточноевропейскую периферию, в странах Старого Света стали осознавать: дальнейшее расширение европейской интеграции становится невозможным. Вскормленные европейскими обещаниями Украина и Грузия утратили для лукавого Брюсселя всякую привлекательность – с Прибалтикой бы справиться. Но дать странам-претендентам «от ворот поворот» означает потерять лицо: политика «открытых дверей» ведь, негоже так. Остаётся продолжать обещать, тешить надеждами, раз за разом откладывать «безвиз». Ну и открещиваться от Франсуа Фийона, призывающего западные страны признаться: ни Украина, ни Грузия не предназначены для Евросоюза и НАТО.