Смену власти на Украине с осторожным оптимизмом восприняли все ее соседи, которые под конец президентской каденции Петра Порошенко не скрывали того, что не могут достичь договоренностей с ним по целому ряду вопросов. По состоянию на сегодняшний день руководство Венгрии, Польши, Молдавии выражает заинтересованность в «перезагрузке» отношений с Украиной, рассчитывая, что Владимир Зеленский предложит новую формулу взаимоотношений. Что из этого получится, разбирался аналитический портал RuBaltic.Ru.
Проводимая Петром Порошенко гуманитарная политика, направленная на достижение цели переизбрания, привела к охлаждению отношений Украины со всеми соседними странами. Свою лепту в этот процесс внес экс-глава МИД Павел Климкин, который регулярно нарушал дипломатический протокол.
Под конец 2018 года, когда Порошенко уже де-факто вел активную избирательную кампанию, руководство соседних стран минимизировало контакты с официальным Киевом, осознавая, что до завершения выборной гонки диалог с Порошенко бесперспективен.
Об этом фактически открытым текстом говорил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который настаивал на пересмотре языковой статьи закона Украины «Об образовании», а спикер парламента Словакии после инцидента в Керченском проливе назвал себя «не тем человеком, который доверяет Порошенко».
Наиболее радикальная фракция украинского политического класса по итогам двух избирательных кампаний утратила свои позиции, поэтому пересмотр закона «Об образовании» и прочих законодательных актов, которые сокращают возможности использования языков национальных меньшинств, упирается лишь в политическую волю Владимира Зеленского.
В июле глава МИД Венгрии Петр Сийярто сделал следующее заявление: «Хочу вам откровенно сказать, мы видим нового президента Украины как новую надежду. Буду с вами честен, мы чувствовали, что бывший президент Украины Петр Порошенко проводит антивенгерскую политику. Я не знаю, было ли это специально или произошло по каким другим причинам. Но, без сомнений, итогом всех его решений стала четкая политика против Венгрии».
То, что с Венгрией нужно искать компромисс, поскольку официальный Будапешт блокирует евроатлантические устремления Украины, в новосформированном украинском правительстве понимают. В ходе форума YES («Ялтинская европейская стратегия») вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба заявил, что Украина не может рассчитывать на изменения в рамках сотрудничества с НАТО, пока не решен вопрос двусторонних отношений с Венгрией.
«Я всегда придерживался позиции, что с Венгрией нужно договариваться. У нас намного больше интересов, которые нас объединяют, чем разъединяют. Я пришел с этой позицией в правительство, и я не один с ней в правительстве. Пока мы не решим проблему с Венгрией, на какие-то изменения в НАТО рассчитывать не стоит», — заявил Кулеба.
Представляется, что для коррекции законодательной базы у Киева есть примерно полгода, максимум год.
На фоне высоких рейтингов Зеленского и партии «Слуга народа» и монополии на принятие решений в парламенте фактически нет препятствий для пересмотра соответствующих нормативно-правовых актов.
В декабре ожидается вывод Венецианской комиссии относительно принятого в последние недели президентства Порошенко закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», после чего перспективы переговорного процесса с Венгрией можно будет очертить более предметно.
В первых числах сентября Владимир Зеленский посетил Польшу по случаю годовщины начала Второй мировой войны. При Порошенко, примерно с конца 2016 года, официальная Варшава из-за недовольства проводимой украинским руководством политики в сфере исторической памяти утратила интерес к выполнению функций «адвоката Украины в Европе». Владимир Вятрович, уже бывший глава Украинского института национальной памяти, в ноябре 2017 года был объявлен в Польше персоной нон-грата.
Через публикации в провластных СМИ польская сторона уже дала понять, что для «перезагрузки» отношений с Киевом ожидает как минимум увольнения Вятровича с должности. Что Киев и поспешил выполнить.
После встречи с президентом Польши Анджеем Дудой Владимир Зеленский пообещал разблокировать эксгумацию погибших на территории Украины поляков, чему препятствовал Вятрович. Польская сторона, в свою очередь, упорядочит украинские места памяти в Польше. В ходе визита в Польшу Зеленский также предложил установить мемориал примирения на границе Польши и Украины.
Глава Института национальной памяти Польши Кшиштоф Швагжик, впрочем, отметил, что визит Зеленского в Польшу «еще не принес прорыва», поскольку пока не отменен мораторий на эксгумацию захоронений поляков.
В общем, равно как и в случае с Венгрией, переговорный процесс будет непростым, и кредит доверия к новому украинскому руководству во временном измерении будет составлять максимум год.
Если в течение года не будут найдены компромиссы, острые вопросы двусторонних отношений начнут «забалтываться», а падение рейтингов украинской власти (в силу объективных причин) сузит пространство для маневра на внешней арене, что фактически продлит статус-кво, установленный Порошенко в отношениях с соседями.
Но пока что имеются поводы для сдержанного оптимизма, поскольку Зеленский, в отличие от Порошенко, куда менее категоричен в вопросах гуманитарной политики и декларирует отказ от вмешательства государства в гуманитарную сферу.
Не лучшим образом складывались отношения Киева с Кишиневом после избрания президентом Молдавии Игоря Додона. После победы Додона наиболее радикальные депутаты Верховной рады прошлого созыва даже призывали блокировать транзит грузов из/в Молдавию в направлении Евразийского союза. Порошенко за свою каденцию игнорировал предложения Додона о встрече, выдвигая предварительным условием публичное признание молдавским президентом Крыма частью Украины и России агрессором.
Порошенко и Додон так ни разу и не встретились, но молдавский президент надеется наладить контакты с Зеленским, о чем он заявил в ходе Дня независимости Украины и даже высказался о поддержке территориальной целостности Украины в международно признанных границах.
Крушение олигарха Владимира Плахотнюка в Молдавии и его бизнес-партнера Петра Порошенко на Украине открывает новые возможности для сотрудничества между Кишиневом и Киевом; вопрос лишь в том, как распорядятся ими лидеры государств.
Нахождение новой формулы сосуществования Украины с Россией — тема отдельной большой статьи. Вадим Пристайко, глава МИД Украины, оценил сегодняшнее состояние отношений с Россией как «определенное потепление, оттепель». Российская сторона в целом согласна с такой оценкой.
По словам президента РФ Владимира Путина после встречи с французским коллегой Эммануэлем Макроном, появился «осторожный оптимизм», который позже был подкреплен обменом удерживаемых лиц (состоялся 7 сентября). Будет ли развит успех по итогам встречи лидеров стран «нормандской четверки», которая уже стала делом времени, а не принципа, — скоро увидим.