Новый президент Литвы Гитанас Науседа бьет рекорды популярности у литовцев. Науседа — выполненный запрос на перемены в литовской политике, он воплощает собой новизну и альтернативу стилю и риторике Дали Грибаускайте. Тем же объясняется триумф президентской партии «Слуга народа» на выборах в Верховную раду Украины. Жителям двух самых антироссийских стран Европы надоела русофобия старой власти: они выбирают политиков, которые не рассказывают им по сто раз на дню о «русской угрозе».
Проведенный организацией Vilmorus социологический опрос показывает, что Гитанаса Науседу положительно оценивают 73,7% литовцев. Еще в июне уровень его поддержки был значительно ниже (64,7%).
По словам руководителя Центра исследований общественного мнения и рынка Vilmorus Владаса Гайдиса, всего 5,2% респондентов негативно высказываются в адрес Науседы. По популярности новый лидер Литвы догоняет экс-президента Валдаса Адамкуса в 1998 году.
Примечательно, что на втором месте рейтинга расположилась Даля Грибаускайте. Ее деятельность положительно оценивают 63,2% опрошенных. Для «отставного» политика это впечатляющий результат. Если верить социологическим опросам, литовцы стабильно высоко оценивают роль Грибаускайте.
Сопоставив результаты исследования, легко прийти к выводу, что многие респонденты поддерживают одновременно и нынешнего президента, и его предшественницу. Но если уровень одобрения Грибаускайте настолько высок, почему на выборах литовцы не поддержали ее «маленькую копию» — кандидата от консерваторов Ингриду Шимоните? Во втором туре та потерпела сокрушительное поражение.
Большинство избирателей понимает, что милая их сердцу Грибаускайте все-таки устарела и не соответствует сегодняшним реалиям.
«Красную Далю» надо за все поблагодарить и достойно проводить на пенсию, а у руля государства поставить того, кто сможет адекватно реагировать на новые вызовы. Вероятно, этой логикой руководствуются люди, которые положительно оценивают Грибаускайте и голосуют против ее политики.
В Сети тем временем гадают, почему стремительно растет уровень одобрения Науседы. После победы на выборах он и сделать-то ничего не успел. Для многих новый литовский президент остается загадкой. И это явно играет ему на руку.
В лице Науседы литовцы по-прежнему поддерживают не конкретного политика, а яркий образ, с которым ассоциируется определенный набор качеств.
Толковый и рассудительный специалист, который долгие годы занимался экономикой, а не политическими интригами. Человек, который хочет поладить со всеми соседями. Лидер, который мыслит рационально и может приспособиться к быстро меняющимся условиям на международной арене. Государственный деятель, не обремененный конфликтами с другими политическими игроками (с тем же премьер-министром Саулюсом Сквернялисом).
Примерно таким литовцы хотят видеть Науседу. Оправдаются ли их ожидания, покажет время. С одной стороны, новый президент прибалтийской республики — отнюдь не антипод Грибаускайте. Он тоже близок консерваторам, которые даже хотели сделать его кандидатом от своей партии.
С другой стороны, Науседа уже начал вносить коррективы во внешнеполитический курс Литвы.
Сдержав предвыборное обещание, свой первый зарубежный визит он совершил в соседнюю Польшу. При Грибаускайте отношения между Вильнюсом и Варшавой были подпорчены, и Науседа не раз подчеркивал, что ситуацию нужно исправлять. В стремлении поладить с поляками Науседа фактически поддержал их в споре с руководством Евросоюза.
Миролюбие президента в Литве оценили не все. Некоторые считают, что первый шаг должна была сделать Польша. Другие опасаются, что Науседа захочет помириться не только с Варшавой, но и с Минском. А от Минска и до Москвы недалеко…
Еще больше националистов насторожили слова президента о том, что «нацменьшинства в Литве — это не проблема, а богатство». Неужели польское и русское население Литвы теперь станет «богатством»?
В аналогичной ситуации оказались украинские «патриоты», которые на днях потерпели еще одно сокрушительное поражение. По предварительным данным, на парламентских выборах пропрезидентская партия «Слуга народа» получает около 43% голосов. Кроме того, под брендом Владимира Зеленского в Верховную раду проходят более 100 мажоритарщиков.
Впервые в истории независимой Украины одна политическая сила может самостоятельно сформировать большинство и получить всю полноту законодательной и исполнительной власти.
Для партий, которые играют на электоральном поле юго-востока, парламентская кампания сложилась не лучшим образом. «Оппозиционная платформа — За жизнь» заняла второе место, но ее рейтинги не взлетели выше 13%. «Оппозиционный блок» и «Партия Шария» на двоих набирают примерно 5,5% и остаются за бортом.
Впрочем, по сравнению с выборами 2014 года это можно назвать успехом. Тогда Оппоблок набрал меньше 10% и занял лишь четвертое место.
Кого точно не устраивают результаты нынешней парламентской кампании, так это махровых русофобов.
Очередной триумф Зеленского разбил их надежды на то, что после президентских выборов народ одумается и проголосует за Порошенко и компанию.
«Европейская солидарность» (бывший Блок Петра Порошенко) набирает меньше 9%.
Впрочем, речь идет не только об экс-президенте.
Все без исключения «дети майдана» потерпели фиаско.
Канул в небытие «Народный фронт», который в 2014 году занял первое место по партийным спискам. Позорные доли процента набирает львовская «Самопомощь» — бронзовый призер предыдущих выборов. Не преодолевают проходной барьер радикалы Олега Ляшко. Всеукраинское объединение «Свобода» (запрещено в РФ — прим. RuBaltic.Ru) так и осталось запертым в галичанском электоральном гетто.
«Голосование было протестно-популистским, — подводит итог политолог Руслан Бортник. — Но если на президентских выборах избиратели голосовали против команды Порошенко и власти в целом, то на парламентских — против всей украинской системы элит: и властей, и оппозиций».
Зеленскому, как и Науседе, еще предстоит показать соотечественникам свое истинное лицо. Уже понятно, что во многом он будет наследовать «славные» традиции предыдущего президента: курс на вступление в ЕС и НАТО, сотрудничество с международными финансовыми организациями и так далее.
Но какими бы ни были результаты его правления, факт остается фактом.
Украина, как и Литва, устала от старых политиков, которые всю свою внешнюю и внутреннюю легитимность строили на конфронтации с РФ.
Устала настолько, что готова доверить всю полноту законодательной власти несуществующей партии «Слуга народа».
Примечательно, что именно Литва в решающий момент толкнула Украину на кривую дорожку русофобии. Саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе стал прологом Евромайдана, воспринятого ландсбергистами с величайшим энтузиазмом.
Спустя пять лет выясняется, что агрессивный антироссийский курс утомил население и Украины, и Литвы.