Сейм Латвии уходит на предвыборные каникулы, хорошо потрудившись: за время парламентской сессии депутаты приняли «латышскую преамбулу» к Конституции и закон об уголовной ответственности за отрицание «преступлений нацистского и советского оккупационных режимов», а также дали старт «реформе-2018», предполагающей полную ликвидацию русских школ. Но ничего стратегически важного и системного за пределами исторической и этнической политики законодателями принято не было, а позитивная повестка пробивалась в Сейм не благодаря, а вопреки доминирующей в нём партии «Единство».
Латвия – парламентская республика, причём не только де-юре, но и де-факто. И хотя значительная часть законотворческих инициатив предлагается не депутатами, а министерскими чиновниками, правительство Латвии формируется Сеймом в основном из своего депутатского корпуса и в работе подотчётно парламенту, а не президенту. Поэтому по работе Сейма можно судить, о чём думает правящая элита Латвии и какую политическую повестку она предлагает обществу.
По итогам завершившейся парламентской сессии видно, что все мысли правящей элиты сейчас – о приближающихся выборах, а обществу она предлагает повестку очередных исторических споров и национально-государственного строительства.
Такой вывод неизбежно следует из анализа наиболее резонансных документов, принятых за последнюю сессию латвийским Сеймом. Латвийское государство существует уже 23 года, а если брать официально принятую концепцию продолжения прерванной государственности, то в общей сложности получается более сорока лет. И вот сейчас, на пятом десятилетии существования страны, законодательному органу понадобилось во что бы то ни стало принять преамбулу к основному закону страны. Притом, что «ядро Сатверсме» неизменно с 1922 года и этим в Латвии принято очень гордиться, зачем-то понадобилось срочно сделать поправку к Конституции, к тому же скандальную и провокационную по своему содержанию.
Тот же привкус провокации и скандала есть и в других резонансных законопроектах, принятых Сеймом в эту сессию: например, в законе об уголовной ответственности за отрицание «преступлений оккупационных режимов», приравнивающем коммунизм к нацизму и делающем дальнейший поиск исторической правды подсудным делом. В прошлом году латвийский парламент прославился законом о запрете советской символики, при последовательном соблюдении которого пришлось бы запрещать вообще всё, что связано с пятиконечной звездой. А следующая, последняя сессия 11-го Сейма может войти в историю принятием закона куда более скандального и куда менее смешного – о ликвидации в Латвии к 2018 году школ нацменьшинств. «Реформу-2018» уже обсуждали в начале года, но принятие соответствующего законодательства отложили. По всему видно – поближе к выборам.
Акцент на вопросах истории, идеологии, государственного языка в этом случае может быть только технологией разыгрывания «этнической карты», а за три месяца до выборов – предвыборным пиаром.
Характерно, что на чём-либо позитивном или хотя бы новом правящие парламентские памяти не пиарятся. Не считают этот способ мобилизации электората эффективным, либо не могут даже придумать свежих тем. Например, в эту сессию Сейм запретил «спайсы» - курительные смеси с наркотическим эффектом. Но эту идею на рассмотрение подали не правящие, а оппозиционный «Центр Согласия». Идеей правящего «Единства» было ограничение «кредитов», но соответствующий законопроект получилось принять только после того, как за него вступилась оппозиция (одна из лидеров «Единства» и спикер Сейма Солвита Аболтиня после ограничения «быстрых кредитов» даже назвала законопроект бракованным, а собственных однопартийцев – популистами).
Зато никакое давление оппозиции, а также СМИ и общественности не заставило парламентское большинство во главе с «Единством» принять Закон о строительстве, подготовленный сразу после трагедии в Золитуде. Разумеется: тут дело терпит, подумаешь, падающие крыши в супермаркетах – это вам не отрицание «ужасов оккупации», можно и отложить. Сейм Латвии много чего отложил в эту сессию: законодательство об управлении государственными предприятиями, продаже сельскохозяйственной земли, либерализации рынка электроэнергии и пр.
Во всех этих практических вопросах государственного управления правящее «Единство» руководствовалось главной заповедью чиновников всего мира: как бы чего не вышло. Поэтому вместо реальных дел парламент в канун выборов предпочитал уделять внимание бесполезным, а то и вредным для страны идеологическим инициативам. Отказ от решения и даже обсуждения реальных проблем и замена их стравливанием своего латышского электората с русскоязычными – суть предвыборной стратегии «Единства».
«Ситуация с БПБК - яркий пример выбранной правительством Страуюмы политики «ничегонеделания» в отношении большинства важных для государства вопросов. Не является ли пустой год слишком высокой ценой за то, что, в отличие от предыдущих правительств, нынешняя правящая коалиция куда более солидаризирована и публичные конфликты случаются гораздо реже?», - задаётся вопросом эксперт Центра общественной политики Providus политолог Ивета Кажока, по мнению которой единственным исключением на фронте важных правительственных работ является продвижение сомнительной преамбулы к Конституции, а большинство проблем, в свою очередь, откровенно «высосаны из пальца».
В итоге «Единство» вносит на рассмотрение и принимает преамбулы и «реформы-2018», во-первых, потому, что скоро выборы, во-вторых, потому, что ничего нового к выборам, кроме «проклятых латвийских вопросов», надоевших всем за 25 лет пуще горькой редьки, у его членов элементарно не получается придумать. Что поделаешь, если в латвийской политике существует отрицательный отбор и способные, умные люди идут в неё нечасто. «Латвийская политическая элита и в латышском, и в русском своём сегменте заметно обеднела – люди не любят политику и не идут туда. Профессия политика в Латвии не является престижной, а если работать более-менее честно, то и доходной», - отмечает в интервью RuBaltic.Ru профессор факультета социальных наук Латвийского университета политолог Ивар Иябс.
У «сборной латышской бюрократии», которой является «Единство», судя по коррупционным скандалам с «чёрной кассой», правительственным подрядам фирмам «своих людей» или невозвращённому кредиту в миллион латов экс-премьера Домбровскиса, проблем с доходностью своей деятельности нет.