Радикальная критика основ современной Литвы, внутренней и особенно внешней политики власти чревата для литовских диссидентов политическими репрессиями. Тем не менее в Литве время от времени появляются люди, безнаказанно говорящие о таких вещах, за которые других привлекали к уголовной ответственности. Яркий пример — создатель движения «Альтернатива для Литвы» публицист Казимерас Юрайтис: то ли у литовских властей до него не доходят руки, то ли эти власти используют его в своих целях.
Литовская оппозиция — это когда ты говоришь избирателю, что завтра будет лучше, чем вчера, потому что сегодня не так хорошо, как хотелось бы. Но, конечно, сегодня тоже хорошо и совсем плохо в принципе быть не может, потому что Литва — полноценный член НАТО и Евросоюза, светоч европейской интеграции, самая успешная из постсоветских республик, американцы с евробюрократами ее хвалят, вот недавно в экономическом журнале была статья, в которой рейтинг Литвы по чему-то там повысили на два пункта.
Так что и при нынешней власти неплохо живем. А при нас будем вообще хорошо.
Это в Литве называется «оппозиция». Не системная, а просто оппозиция. Литовское государство оставляет для публичного деятеля очень узкий коридор возможностей, и стоит ему чуть выйти «за флажки», как его оппозиционная деятельность начинает именоваться антигосударственной.
Ни в одной европейской стране никому не придет в голову считать антигосударственной деятельностью то, что ею считается в Литве. Призывы отказаться от евро и вернуть лит, сомнения в благотворности европейской интеграции, критика членства в НАТО, интерес к прошлому г‑жи президента — это всё антигосударственная деятельность.
Для тех, кто занимается такой деятельностью, в «демократической европейской Литве» разработан целый комплекс репрессий, начиная от клеймения спецслужбами «агентом Кремля» и заканчивая тюремными сроками.
Подписанты Акта о восстановлении независимости Литвы попадают в списки неблагонадежных Департамента госбезопасности за невинный вопрос: как в посольстве СССР в Вашингтоне летом 1991 года оказалась научный секретарь Вильнюсской школы КПСС Даля Грибаускайте?
Общественников, распространяющих листовки с призывами выйти из НАТО, отказаться от евро и вернуть лит, сажают на несколько месяцев.
Для особо злостных «еретиков», покушающихся на святая святых и отрицающих «советскую оккупацию» и преступления «оккупантов», предусмотрена отдельная статья в Уголовном кодексе. По этой статье можно сесть за комментарий к статье в интернете с благодарностью Сталину, Снечкусу и советской власти. Или за вскользь брошенную фразу «свои стреляли в своих» о событиях у Вильнюсской телебашни. Или за перевод на литовский книги, которая доказывает, что 13 января 1991 года свои стреляли в своих.
По итогам борьбы с «наследием оккупации» в Литве появились свои диссиденты, которых преследуют не менее жестоко, чем в Советском Союзе.
Альгирдас Палецкис, Зигмас Вайшвила, Жильвинас Разминас, Олег Титоренко, Юрий Субботин, Повилас Масюлёнис — все они поплатились за то, что пользовались правом иметь свое мнение и свободно высказывать его.
Тем больше интригуют люди, которые высказываются на запретные для Литвы темы не менее, а то и более жестко, чем официально преследуемые диссиденты, но которых не трогают. Например, создатель движения «Альтернатива для Литвы» публицист Казимерас Юрайтис. За те вещи, которые он говорит, другие бы давно сели, а Юрайтису всё сходит с рук.
«Литовцы живут на своей земле, но не в собственном Литовском государстве. Нами правит международная террористическая группировка. Страна вымирает от геноцида. Геноцид народа — это политика разжиревших паразитов», — заявил Юрайтис в обращении к Владимиру Путину.
Литовский публицист просит российского президента о помощи. «Литве нужен мир, независимость и достойная жизнь для всех жителей. Сегодня ничего этого нет. И не появится без помощи России», — утверждает Юрайтис и призывает Путина ввести в Литву миротворческий контингент, чтобы дать стране независимость.
Провокационность — отличительная черта риторики основателя «Альтернативы для Литвы». Он говорит, что стремится к государственному перевороту, уточняя затем, что «переворот следует совершать конституционным путем, восстанавливая принцип конституционности, и это можно делать через президентские выборы».
Подобных заявлений литовским спецслужбам достаточно, чтобы отправить за общественником группу захвата и обвинить его в попытке свержения конституционного строя. Других забирали по куда более мелким поводам. Юрайтис же говорит это безнаказанно. Притом что компетентные органы в курсе его деятельности: он сам напоминает им о своем существовании, направляя запросы во все властные инстанции вплоть до президентуры.
То ли у литовских властей до Юрайтиса и его соратников просто руки не доходят, то ли им позволяют говорить что угодно, чтобы использовать в своих целях.
В любом случае Казимерас Юрайтис — личность интригующая и загадочная. Родился в 1961 году в Игналинском районе. По окончании Вильнюсского университета был председателем потребительского кооператива в Тракае, откуда, согласно официальной биографии, его уволили за критику советской номенклатуры. В годы «перестройки» и «Саюдиса» ушел в коммерцию. В начале 1990‑х эмигрировал из Литвы. В новом веке вернулся. В 2013 году пошел в политику. На выборах 2016 года баллотировался в Сейм от Литовской народной партии, затем целиком посвятил себя журналистике и документалистике.
Биография очень любопытная, но она не дает ответа на самый интересный вопрос: почему Юрайтис может безнаказанно говорить то, чего другим в Литве безнаказанно говорить нельзя? Вопрос: «Кто вы, мистер Юрайтис?» — остается открытым.