Небольшое село Бирча, находящееся в Подкарпатском воеводстве Польши, в последние несколько недель неожиданно оказалось в центре внимания многих польских СМИ. В угоду политике декоммунизации правящей партии «Право и справедливость» имена защитников Бирчи от бандеровцев были вымараны с колонн Могилы Неизвестного Солдата в Варшаве.
В 1945–1946 годах это село отразило целых три нападения бандформирований УПА (деятельность организации запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru), в которых погибло несколько десятков мирных жителей, солдаты Народного Войска Польского, функционеры Министерства обороны, милиции и Службы безопасности.
При нападениях бандеровцы преследовали цель уничтожить не только представителей вооруженных сил и силовых структур, но и гражданское население за то, что оно поддерживало армию и силовиков; при этом все дома планировалось сжечь. Об этом, в частности, позже на допросе рассказал Владимир Щигельский, командир одной из сотен УПА, атаковавших село.
Впрочем, поляки довольно успешно организовывали оборону поселения, и бандитам УПА каждый раз приходилось ретироваться, оставляя трупы своих побратимов. Часть тел бандеровцев была похоронена на приусадебном участке одного из жителей села, который, несмотря на то что знал о захоронении, использовал его для выпаса скота. Данный факт наглядно свидетельствует об отношении польских селян к украинским «героям».
В 2000 году поклонникам УПА всё-таки удалось перенести останки на военное кладбище в Пикулице, где их торжественно перезахоронили, а на могилу установили табличку, информирующую, что здесь похоронены «борцы за волю Украины».
Здесь похоронены «борцы за волю Украины» (военно кладбище в Пикулице)
В 2016 году неизвестными представителями польской общественности данная табличка была заменена на другую, сообщающую о захоронении «бандеровских палачей и мучителей польских детей и женщин». Однако, как выяснилось, это была не последняя в Польше замена табличек, связанная с событиями, произошедшими около 70 лет назад в селе Бирча.
В первой половине ноября 2017 года, накануне Дня независимости Польши, министр обороны Антони Мацеревич торжественно открыл две мемориальные доски, посвященные борьбе поляков с украинскими бандами ОУН (запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru) и УПА, которые были размещены на колоннах Могилы Неизвестного Солдата в Варшаве.
На этих табличках были нанесены названия населенных пунктов, подвергшихся нападению бандеровцев, среди которых было и село Бирча.
Однако удовлетворение польской общественности по поводу мемориализации тех событий продолжалось недолго. Уже на следующий день название села загадочным образом исчезло с мемориальной доски.
В результате ликование поляков сменилось негодованием, а некоторые политики и общественные деятели стали выражать свое возмущение по поводу произошедшего.
Одним из первых высказался ксендз Тадеуш Исакович-Залесский, который назвал случившееся «ударом по польскому суверенитету», так как замена табличек, по его мнению, была произведена только из-за того, что «некоторым сторонникам Бандеры в Киеве надписи на этих досках не нравятся».
В таком же духе прокомментировал действия Министерства обороны депутат Сейма от объединения «Кукиз'15» Войцех Бакун:
«То, что делает Министерство, — это возмутительно. Тем более что мы в очередной раз “прогнулись” под давлением с украинской стороны. Кто-то сначала выносит решение, а потом, по сути в день перед открытием памятника, его меняет. В этот день перед праздником независимости. Это действительно позорное решение», — заявил он в интервью порталу kresy.pl.
Очень эмоционально отреагировал на эти события общественный деятель из Перемышля Мирослав Майковский:
«Вот что значит День независимости для “ПиС” (правящая партия “Право и справедливость” — прим. RuBaltic.Ru)! Политкорректность, глупая, лишенная какого-либо рационального объяснения, лишенная заботы о национальных интересах. Отступничество, позор, предательство. Трудно найти слова, описывающие ваши лицемерные действия. <…> Не простим вам Бирчи. Бастиона польскости. Сегодня вы пожертвуете Бирчей, завтра — Перемышлем. Лишь бы успокоить бандеровских ублюдков, которые плюют вам в лицо. Еще извинитесь и попросите, чтобы плевали дальше», — написал он на странице в «Фейсбук».
Что же стало причиной настолько возмутившей польскую общественность поспешной замены таблички на колонне Могилы Неизвестного Солдата?
Следует отметить, что появление памятных досок на своей странице в «Фейсбук» практически сразу прокомментировал глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, который обвинил польские власти в том, что теперь в стране на государственном уровне почитают «чекистов, на руках которых кровь польских патриотов», так как среди погибших в борьбе с УПА «больше всего было именно представителей коммунистической Службы безопасности».
Собственно, это обвинение и вызвало у министра Антони Мацеревича мгновенную реакцию, которая выразилась в исчезновении с таблички названия села Бирча.
Это обстоятельство было подмечено в ряде польских СМИ.
«Похоже на то, что Министерство обороны приняло слишком близко к сердцу излияния в “Фейсбук” исключительно антипольски настроенного главы украинского аналога ИНП (Института национальной памяти — прим. RuBaltic.Ru) Владимира Вятровича, который лживо намекает, что этими табличками мы поклоняемся “чекистам” и коммунистической Службе безопасности, которая якобы боролась в Бирче с УПА», — написал журналист Норберт Зентал на портале nowiny24.pl.
Безусловно, заявление Вятровича о том, что именно польские «чекисты» в первую очередь гибли в боях с бандеровцами, является явной ложью, так как главными жертвами украинских «борцов за волю» были безоружные мирные жители. Однако тот факт, что среди погибших в Бирче наряду с бойцами Войска Польского и работниками милиции присутствуют также и сотрудники Службы безопасности, отмечает, в частности, польская «Википедия».
А для ярых антикоммунистов из «ПиС» увековечить их память равносильно тому, чтобы наступить на горло собственной песне. Проходящая в стране по инициативе «ПиС» «декоммунизация» предусматривает не только снос памятников советским воинам-освободителям, но и демонтаж всего того, что напоминает о народной Польше (ПНР).
Так, около месяца назад Институт национальной памяти Польши, согласно закону о декоммунизации, удалил две таблички, установленные в честь милиционеров, погибших в бою с бандеровцами в населенном пункте Балигруд в Бещадах. Поводом для демонтажа стали надписи, гласящие, что сотрудники милиции «в боях с бандами УПА боролись за установление народной власти». Балигруд, как и Бирча, неоднократно подвергался нападению украинских националистов.
В августе 1944 года сотня УПА под командованием упомянутого выше Владимира Щигельского вошла в село и убила около 40 человек. Подобную акцию бандеровцы решили повторить ровно через год, но получили тогда достойный отпор со стороны польской милиции. В итоге бандиты вынуждены были отступить, успев при этом сжечь семь домов. Именно тогда и погибли милиционеры, которым были посвящены памятные доски.
Действия Института национальной памяти Польши по демонтажу таблиц в Балигруде уже подверглись жесткой критике со стороны польской общественности, однако теперь жертвой «декоммунизации» пала Бирча.
Впрочем, причуды декоммунизации в Польше на этом не заканчиваются. Ксендз Тадеуш Исакович-Залеский обнаружил, что один из организаторов нападений на Бирчу и Балигруд, сотник УПА Владимир Щигельский является для польского ИНП «репрессированным по политическим мотивам».
«Я думал, что удаление защитников Бирчи с Могилы Неизвестного Солдата — это вершина лакейства в отношении Украины. Но оказалось, что, к сожалению, нет. На официальном сайте ИНП один из пользователей нашел информацию, что Владимир Щигельский (псевд. “Бурлака”), [член] УПА и руководитель третьего нападения на Бирчу, был — внимание!!! — признан “репрессированным в ПНР по политическим причинам”. И это человек, который несет ответственность за убийства поляков в населенном пункте Балигруд и 20 других селах. Полная аберрация разума! <…> Неужели немецкие диверсанты из “Вервольфа” и обычные преступники только из-за того, что были осуждены во времена ПНР, тоже станут героями Третьей Речи Посполитой?» — возмущенно вопрошает ксендз на своей странице в «Фейсбук».
С точки зрения здравого смысла возмущение ксендза, безусловно, является обоснованным.
Тем не менее подобные аберрации вполне укладываются в новую историческую концепцию, которую «ПиС» продвигают в рамках своей «декоммунизации». Согласно ей, Красная армия не освободила Польшу — произошла всего лишь замена немецкого оккупанта на советского. При этом деятели народной Польши были коллаборантами, которые сотрудничали с «тоталитарным режимом».
И естественно, что те, кто пострадал в борьбе с этим режимом, являются репрессированными. Именно таким образом командир банды УПА Владимир Щигельский, организовавший убийства мирного населения и приговоренный в ПНР к смертной казни, оказался в списке репрессированных народной властью.
Стоит также отметить, что подобная «декоммунизация» на самом деле не имеет отношения к борьбе с коммунистической идеологией. Коммунистические символы и памятники коммунистическим деятелям были удалены в Польше из общественного пространства еще в 90‑х годах, и «декоммунизировать» в стране сейчас фактически уже нечего.
Поэтому «декоммунизация», постулируемая «ПиС» как основная цель, прежде всего предполагает переписывание истории страны и удаление из нее всего положительного, что связано с народной Польшей.
Между тем можно констатировать, что эта концепция истории находит всё меньше понимания в польском обществе. Когда сняли памятные доски в Балигруде, недовольство поляков ограничилось возмущением в социальных сетях. На исчезновение Бирчи с таблички на Могиле Неизвестного Солдата в Польше уже отреагировали по-другому.
В стране был официально образован Общественный всепольский комитет памяти и доброго имени защитников Бирчи от УПА, в состав которого вошли известные общественные, культурные и религиозные деятели, в том числе историк Анджей Запаловский, философ Богуслав Паж, ксендз Тадеуш Исакович-Залеский, историк-украинист Чеслав Партач, историк Влодимеж Осадчий, композитор Кжесимир Дебский и писатель Станислав Сроковский, по мотивам произведения которого был снят фильм «Волынь».
«Началась четвертая оборона Бирчи. Три предыдущие были от подразделений УПА, а четвертая — от правительства, которое жертвует памятью защитников польскости города», — написал в «Фейсбук» историк Анджей Запаловский.
Однако смогут ли поляки защитить Бирчу в четвертый раз и отстоять свою историю, покажет время…