Саудовская Аравия официально взяла на себя ответственность за убийство журналиста Джамала Хашогги. Невыясненными остаются только детали преступления. По версии Эр-Рияда, причиной гибели Хашогги стала случайная драка в посольстве, но западная пресса по-прежнему обвиняет саудовские спецслужбы в проведении заранее подготовленной и беспрецедентно жестокой спецоперации.
Прокатившаяся по миру волна возмущения заставила журналистов обратить внимание и на другую важную тему. «Внезапно» выяснилось, что вооруженный конфликт в Йемене стараниями саудовской коалиции под покровительством США превратился в настоящую кровавую бойню.
В последние годы эту страну начали называть «маленькой Сирией»: здесь тоже переплелись интересы многих региональных и мировых игроков. Зерно конфликта было брошено в землю в 1962 году, когда йеменцы свергли монархию. Восстановить ее спустя более чем 40 лет вознамерились повстанцы-шииты.
На угрозе реставрации монархии всегда акцентируют внимание центральные власти, хотя у их оппонентов были и другие требования: положить конец коррупции, прекратить сотрудничество с США, предоставить северным регионам автономию.
Конфликт тлел с 2004 года и дважды переходил в активную фазу: сначала в 2009-м, когда Эр-Рияд впервые поддержал правительственные войска, затем во время «арабской весны».
А вот пожар войны, который разгорелся в Йемене в 2014 году, не удается потушить до сих пор. Повстанцы-хуситы (названные так по имени лидера движения Хусейна Аль-Хуси) сумели отбить столицу государства — Сану. Президент Абд Хади бежал сначала на юг, а затем перебрался в Саудовскую Аравию, где начал призывать к военной интервенции в Йемен для подавления мятежа.
Саудитов (то есть представителей правящей королевской династии) долго уговаривать не пришлось. Под началом Эр-Рияда в 2015 году образовалась военная коалиция, в которую вошли многие страны региона (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Египет и другие). 26 февраля этот мощный кулак ударил по Йемену.
Вскоре коалиция установила контроль над многими южными городами и провинциями, но стратегия «саудовского блицкрига» провалилась. Вместо молниеносной победы ближневосточные союзники США получили еще одну затянувшуюся войну.
Сегодня йеменский клубок противоречий распутать не легче, чем сирийский. Помимо хуситов, поддерживаемых Ираном, и правительственных войск, на территории государства орудуют бойцы «Южного движения», сторонники экс-президента Али Абдаллы Салеха и даже слегка подзабытая в последнее время «Аль-Каида» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru). Закрепиться в регионе пытается также «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru).
Пока что главный результат йеменской войны «всех против всех» — страдания гражданского населения. Западная пресса не то чтобы закрывала на это глаза, но рассказывала о происходящем в Йемене редко и без особого энтузиазма. Оно и понятно: ответственность за многие военные преступления и потенциальную гуманитарную катастрофу в стране лежит на Саудовской Аравии.
Этот «грешок», среди прочих, мировая общественность решила припомнить наследному принцу ибн Салману после убийства Джамала Хашогги. Впрочем, не столько ему, сколько президенту США, у которого на носу промежуточные выборы в Конгресс.
В довесок к пресловутому «российскому вмешательству» у демократов появляется еще один козырь: Вашингтон проводит никчемную политику на Ближнем Востоке, поддерживая мерзавцев вроде Мухаммеда ибн Салмана.
Сам Дональд Трамп тем временем уверовал в правдоподобность версии Эр-Рияда о случайном убийстве Хашогги, то есть дал понять, что не намерен сдавать своего саудовского партнера. Не потому ли западная пресса внезапно озаботилась ситуацией в Йемене?
The American Conservative на днях опубликовал материал с красноречивым названием: «Рекорд провала Трампа на Ближнем Востоке». Автор уверен, что «Трамп унаследовал плохие ситуации и сделал их еще хуже». Йемен — яркий тому пример.
«Поддержка войны со стороны США не заставляет саудовскую коалицию убивать меньше мирных жителей, поскольку они намеренно регулярно атакуют гражданские цели, — пишет Дэниел Ларисон. — Решимость администрации Трампа сохранить американскую поддержку действий коалиции, несмотря на многочисленные доказательства преднамеренных атак гражданских лиц, гарантирует, что умрет еще больше мирных жителей Йемена. Такова цена лжи, которую Конгрессу приходилось слышать от администрации по вопросу о ситуации в Йемене».
Неделей ранее это же издание писало, что готовность США помогать саудовской коалиции вскоре может оказаться под большим вопросом. Разумеется, не из-за ее военных преступлений, а из-за убийства одного человека.
Расправа над Хашогги лишь дает повод журналистам вспомнить о том, что Йемен превратился во «Вьетнам Саудовской Аравии».
«Страной, которая является нашей главной арабской союзницей в конфронтации с Ираном (конфронтации, способной вылиться для США в еще одну войну), управляет режим, возглавляемый настолько непредсказуемым человеком, что перед нами встают чрезвычайно серьезные вопросы о том, куда мы движемся на Ближнем Востоке, — отмечает The American Conservative. — Хотя мы называем Иран "главным государством —спонсором терроризма в мире", именно в Йемене, в дела которого Саудовская Аравия вмешалась в 2015 году, сейчас сложилась катастрофическая ситуация с защитой прав человека».
О грешных саудитах вспоминает и влиятельная чешская газета Parlamentní listy. Журналист издания спрашивает аналитика Терезу Спенцерову о войне в Йемене и слышит в ответ, что Эр-Рияду сходит с рук не только эта война, но и публичные казни, финансирование ИГ и даже причастность к террористическим актам 11 сентября 2001 года.
«Согласно недавнему исследованию университета Тафтса, в Йемене саудовцы в первую очередь уничтожают пищевые производства, и ООН предупреждает, что в течение трех месяцев голод постигнет 13 миллионов человек, — напоминает Спенцерова. — Саудовцы, в свою очередь, продолжают морскую блокаду Йемена. И никого это не беспокоит. Никто не вводит никаких санкций. Никто не требует эмбарго на поставки вооружений».
Но дальше всех, пожалуй, зашел автор американского Интернет-издания BuzzFeed Арам Ростон.
В своей объемной статье он утверждает, что «в истерзанном войной Йемене ряд самых высококвалифицированных солдат Америки работал в рамках наемнической миссии неясной степени законности, целью которой было убийство видных священнослужителей и исламистских политических деятелей».
Реализацию миссии взяла на себя компания под названием «Спеэр оперэйшнз груп» (Spear Operations Group). BuzzFeed приводит слова ее основателя Авраама Голана: «В Йемене имела место целенаправленная программа совершения убийств. Я руководил этим проектом. Это сделали мы. Он был санкционирован властями ОАЭ в рамках коалиции».
Кого конкретно убивали в Йемене американцы, Голан не говорит. Но автора статьи больше интересуют другие вопросы: «Что такое новая форма войны и что такое просто старомодное убийство за деньги? Кто имеет право выбирать, кому жить, а кому умирать, не только в ходе войн скрытной монархии, такой как ОАЭ, но и в войнах такой демократии, как США?»
Некоторые эксперты полагают, что убийство Джамала Хашогги может не только повлиять на характер отношений между Вашингтоном и Эр-Риядом, но и всерьез изменить расклад сил на Ближнем Востоке. Возможно, шквал критики заставит Саудовскую Аравию пересмотреть некоторые методы ведения войны. Журналистов наверняка поддержат представители ООН, которым следует отдать должное: они и раньше жестко критиковали как правительственные войска Йемена, так и саудовскую коалицию.
Впрочем, о «маленькой Сирии» западная пресса наверняка забудет, когда имя Джамала Хашогги перестанет появляться на первых полосах газет.