Поступательное переформатирование литовской правящей коалиции «под Грибаускайте» продолжается. Теперь главной мишенью стала Избирательная акция поляков Литвы. Инструменты борьбы традиционные – развешивание ярлыков и требование публичной демонстрации лояльности президенту.
Скандал, разразившийся вокруг фигуры министра энергетики Ярослава Неверовича, может стать последним аккордом в деле формирования максимально лояльного президенту литовского правительства. «Черный список» Грибаускайте, который был подготовлен сразу после завершения президентских выборов в Литве, был призван не только очистить правительство от людей, которые вызывали подозрения у переизбранной главы республики, но и проверить готовность правящих политических сил следовать политике Грибаускайте.
В «черном списке» литовского президента было лишь 8 фамилий, однако коалиция в начале июля решила уволить «по собственному желанию» всех вице-министров, а затем часть из них, лояльных, вернуть в правительство. В число «подозрительных» попала и скандальная теперь вице-министр энергетики от ИАПЛ Рената Цитацка. Правда, для подтверждения её некомпетентности приводились довольно своеобразные аргументы: нежелание во время государственных праздников вывешивать на своём доме государственный флаг, а также публичное уличение президента во лжи относительно положения польского меньшинства в Литве. Получается, что первый аргумент касался частной жизни человека и не имел никого отношения к работе, а второй аргумент демонстрировал не слабую, а напротив – даже «избыточную» компетентность, которой доктор Грибаукайте просто оказалась не рада. Соответственно, причина увольнения Цитацки – ни что иное как личная неприязнь литовского президента, которой в ИАПЛ почему-то должны были подчиниться.
В итоге решение министра энергетики Ярослава Неверовича переназначить Цитацку на должность вице-министра было воспринято во властных кругах как демонстрация нелояльности президенту, за что представитель ИАПЛ и поплатился должностью, а вслед за ним может поплатиться и вся партия своим местом в правительстве.
В понедельник, 25 августа, пройдет встреча правящих политических сил, на которой будет решаться будущее нынешней коалиции, состоящей из социал-демократов, Партии труда, «Порядка и справедливости» и поляков Литвы. Как известно, против такого состава коалиции Грибаускайте выступала с самого момента её формирования, но не достигнув успеха в её непосредственном разрушении, президент перешла к тактике «разделяй и властвуй». Сначала с помощью массированной медиа-атаки и дела о «черной бухгалтерии» фактически до статуса маргиналов был низведен один из фаворитов парламентских выборов 2012 г. – Партия труда. К тому же в борьбе с детищем Успасских на сторону президента встали социал-демократы, тем самым самостоятельности в правительстве лишилась еще одна крупнейшая политическая сила. Следующий удар был нанесен уже по Избирательной акции поляков Литвы. Очевидно, президенту с консерваторами было недостаточно того факта, что национальные проблемы, ради решения которых ИАПЛ и пошли в правительство, просто игнорируются кабмином и парламентом. Грибаускайте стремилась к большему – либо полному отсутствию партии в коалиции, либо её формальному присутствию ради красивой картинки для партнеров из Варшавы. Поэтому «черный список» и скандал с Цитацкой стал удобной провокацией для достижения этой цели.
В конце концов, решение о возвращении опального вице-министра было не частной инициативой Неверовича, а сознательным решением партии. А потому после того, как скандал с Цитацкой разгорелся, моментально был запущен уже отработанный механизм общественной дискредитации партии и её лидера Вальдемара Томашевского. «Придворные политологи» стали все как один объяснять литовцам через СМИ, что лидер литовских поляков авторитарный человек. Затем в ход пошли стандартные ярлыки «руки Кремля» и «угрозы европейским ценностям» - как же без этих универсальных аргументов?
Например, как «нарушение и недостаток европейской политической культуры» охарактеризовал поведение ИАПЛ в данном скандале литовский политолог, бывший аналитик ДГБ Томас Янелюнас. «Более того, я думаю, что из Литвы исходят те же сигналы, что ИАПЛ и В.Томашевский слишком часто флиртуют с Россией», - добавил эксперт. Другой политолог, профессор университета им. Витаутаса Великого Лаурас Белинис фактически обвинил Томашевского в антигосударственной деятельности: «На сегодняшний день мы видим, что представители ИАПЛ ведут себя не по-государственному. Они создадут хаос, ищут претензии, неадекватные их возможностям и мощностям. Мы видим, что у них очень мало профессионалов».
Другими словами, Томашевскому и его партии вопрос поставлен ребром: либо с нами, либо против нас.
Причем сейчас вполне удобный случай для подобной категоричности. Одна из главных изначальных задач приглашения ИАПЛ в правительство – наладить диалог, в том числе энергетический, с Польшей – уже не столь актуальна, если учитывать, что Литву и Польшу уже сблизило друг с другом активное участие в украинском кризисе и совместная «борьба с российским империализмом». На таком геополитическом фоне даже выдворение ИАПЛ из правительства вызовет в Варшаве разве что дежурную «озабоченность» министерства иностранных дел.
В итоге у поляков Литвы на данный момент остается два варианта, и «оба хуже», потому как друг от друга они мало чем отличаются. Либо в ИАПЛ настоят на своем, и тогда 25 августа будет объявлено об их исключении из коалиции (что в общем-то для самого правительства не принципиально – у оставшихся партий сохраняется большинство мандатов в парламенте), либо партия литовских поляков согласится на все условия Буткявичюса и войдет таким образом в число политических сил, лояльных Грибаускайте. В последнем варианте ИАПЛ как раз и перейдет в упоминавшийся выше режим «формального присутствия» в правительстве: национальные вопросы, прописанные в коалиционном договоре будут аккуратно забыты, а напомнить о них будет уже фактически некому.