МИД Латвии снова пополнил список невъездных в страну лиц. На этот раз в рядах персон нон грата оказались именитые представители российского шоу-бизнеса. Чем вызвано подобное «мелкое вредительство» со стороны латвийских властей и не выгодно ли оно оказывается в итоге самой России?
За день до открытия конкурса молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич решил ввести собственное подобие «антироссийских санкций», пополнив список персон нон грата. Таким образом, к числу невъездных лиц присоединились трое известных деятелей российской культуры – Иосиф Кобзон, Олег Газманов и Валерия. В официальном сообщении МИД говорится, что «указанные лица своими действиями способствовали подрыву территориальной целостности и суверенитета Украины». В этот раз антироссийский выпад Ринкевича нашёл поддержку и в лице обычно более здравомыслящего президента страны: Андрис Берзиньш с пониманием отнёсся к решению главы МИД, заявив, что «это входит в сферу компетенции и ответственности министра».
Борьба с инакомыслием путём запрета исполнения стихов и песен являлась излюбленной практикой национал-коммунистов, из штанов которых, собственно, и вышли ведущие функционеры «Единства». Сегодняшние министры оказались хорошими «хранителями традиций», раз в канун председательства Латвии в Европейском Совете начинают «охоту на ведьм» в лице Валерии и «рецидивиста» Кобзона, второй раз внесённого латвийским МИД в «чёрный список». Однако наибольшую опасность для государственной безопасности Латвии, конечно же, представляет прыгающий по сцене (а не на площадях, к сожалению латвийских властей) Олег Газманов с его хитом «Сделан в СССР». По всей видимости, Ринкевич разглядел имперские намерения России в отношении Латвии в строчках «Украина и Крым, Беларусь и Молдова – это моя страна! Сахалин и Камчатка, Уральские горы - это моя страна! Красноярский край, Сибирь и Поволжье, Казахстан и Кавказ, и Прибалтика тоже…». Нельзя тут, конечно, и не признать, что доля «ответственности» за поведение главы латвийского МИД лежит и на российской стороне:
включи МИД РФ в документ «Концепция внешней политики Российской Федерации» хоть пару строчек о прибалтийских республиках, Ринкевич мог подвергнуть своей "авторской интерпретации" хотя бы их, чтобы не выискивать эти же тайные знаки планируемой Россией агрессии в песнях эстрадных исполнителей.
С момента обострения кризиса на Украине рациональный политологический анализ для оценки действий латвийских государственных мужей уступает место психиатрическому диагнозу. Под воздействием животного страха от выдуманной ими же «российской угрозы» разнообразные «ринкевичи» низводят всю внутреннюю и внешнюю политику в область иррационального. К сожалению, «империалистическая агрессия России» не является фобией исключительно главы латвийского МИД. Показательным здесь является то, что благодаря антироссийской риторике и откровенно «пабриксовским» выпадам Ринкевич не подвергается остракизму и не теряет рейтинги, а, напротив, остаётся самым популярным министром действующего правительства. Подобные поступки как раз и помогают главе латвийского МИД «оседлать» настроения своего избирателя. Этим же и была обусловлена удивительная победа «Единства» на выборах в Европейский парламент.
Однако подобное мелкое вредительство со стороны латвийского истеблишмента - это уже не просто пиар, это правила игры, которые поддерживаются от министра к министру. И здесь никакие рациональные доводы не имеют значения. Совершенно бессмысленно говорить, что, например, гости и участники «Новой волны» оставляют после каждого конкурса в Латвии, по приблизительным оценкам, не менее 20 миллионов долларов. Цены на места в VIP-зоне над концертным залом «Дзинтари» в дни фестиваля начинаются с 40 тысяч долларов. А в целом по латвийской экономике российские капиталы достигают астрономической суммы в 5 млрд. евро.
Подобная иррациональность - это тревожный знак для тех россиян, кто решил прикупить себе шенгенскую визу вместе с домиком на рижском взморье. Но есть в этом и определённая польза для самой России: представители шоу-бизнеса, облюбовавшие юрмальские пляжи, наконец, поймут, что собой представляет настоящая Прибалтика.
Россия - страна возможностей, и многим её жителям хотелось бы зарабатывать деньги на родине, а тратить на отдыхе где-нибудь на стороне. Юрмала ещё с советских времен воспринималась как курорт для творческой богемы. В постсоветские годы за местными пляжами закрепился образ «тихой гавани», недвижимость в которой – недурное во всех смыслах вложение для состоятельных жителей России. Однако на практике личный комфорт многих именитых россиян начал входить в конфликт с государственными интересами. Прецедент «Новой волны - 2014» заставит теперь задуматься многих российских инвесторов, и в особенности публичных лиц, некогда выбравших Латвию, не вложить ли свои капиталы в какой-то более гостеприимной стране или просто в пределах родных границ.
Как поступить теперь, например, тому же Ярмольнику, давно осевшему в Латвии, но поддержавшему присоединение Крыма к России? Что делать урождённому рижанину Михаилу Задорнову, в отношении которого в Сейм два месяца назад поступила жалоба с просьбой аннулировать сатирику вид на жительство в связи с высказываниями по ситуации на Украине?
Не станет ли «список Ринкевича» толчком к возвращению российских денег из Прибалтики обратно в Россию?
В ближайшее время деятели российского шоу-бизнеса начнут понимать, что их песням, шуткам, монологам и книгам не особо рады в Прибалтике. По крайней мере, на политическом уровне. Конечно, рядовые почитатели их творчества не отвернутся от своих кумиров, однако власть имущие «ринкевичи», ведомые историческими фобиями и личными корыстными интересами, обязательно будут вставлять палки в колёса. Теперь становится очевидно, что латышское гостеприимство очень эмоционально и излишне чувствительно к внешним условиям. А когда в регионе политически неспокойно, тихое Балтийское море начинает заметно штормить.