Президент США Дональд Трамп 17 мая провел встречу с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Одной из центральных тем диалога стал корейский кризис. Недавняя оттепель в отношениях между Сеулом и Пхеньяном, судя по всему, подходит к концу: северокорейские власти отказались от переговоров с Южной Кореей, которые должны были состояться за день до переговоров Столтенберга с Трампом. Кроме того, СМИ сообщают о намерениях руководства КНДР отменить запланированный на июнь саммит с Соединенными Штатами из-за американо-южнокорейских военных учений.
По итогам встречи с генсеком НАТО Дональд Трамп сообщил журналистам, что подготовка к саммиту США — КНДР продолжается. Тем не менее возможную отмену мероприятия американский президент увязал с недавней встречей Ким Чен Ына и лидера Китая Си Цзиньпина. По мнению Трампа, именно Китай может нести ответственность за то, что Пхеньян ставит под сомнение проведение саммита.
Во время пресс-конференции президент США прокомментировал слова своего советника по национальной безопасности Джона Болтона, который предложил использовать «ливийскую модель» для денуклеаризации КНДР. В свете событий, которые произошли через несколько лет после отказа Каддафи от планов создания ядерного оружия, заявление Болтона выглядит предельно циничным. К чести американского президента, он отверг возможность использования «ливийской модели» и признал, что США несут ответственность за уничтожение Ирака и Ливии как государств. В случае с Северной Кореей Трамп предлагает действовать иначе: он обещает, что, приняв условия американцев, Ким Чен Ын не только останется главой государства, но и получит сильную протекцию, а его народ будет очень богатым.
Дипломатическая бесцеремонность Трампа в очередной раз наглядно демонстрирует: готовность оппонентов искать компромиссы Вашингтон воспринимает как слабость. На это указывают и ультимативные требования США вывезти из Северной Кореи хотя бы часть ядерных боеголовок, межконтинентальных баллистических ракет и радиоактивных материалов (взамен американцы готовы исключить КНДР из списка стран — пособниц терроризма). О том, чего добиваются президент США и руководство НАТО в корейском вопросе, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал действительный государственный советник Российской Федерации 3‑го класса, генерал-майор, кандидат исторических наук, член-корреспондент Международной академии информатизации, РАЕН, АВН Евгений НИКИТЕНКО:
— Г‑н Никитенко, во время прошедшей встречи со Столтенбергом Трамп пообещал Ким Чен Ыну «защиту, которая будет очень сильна» (разумеется, если лидер Северной Кореи примет предложенные условия). Как стоит понимать эти слова? Президент США пытается подкупить политическое руководство КНДР?
— Эту фразу нельзя воспринимать фрагментарно, в отрыве от контекста политики, которую проводит Трамп. Подчеркиваю: лично Трамп. И в этот процесс он пытается втянуть НАТО, ЕС, Китай, Россию, Северную и Южную Корею — указать им их место, заставить занять «правильную» позицию.
Обратите внимание, «благодаря» Трампу у нас сегодня исчезло понятие международного права, равно как и принципы ответственности за его нарушение. Исчезла практика соблюдения международного права через различные организации вроде ООН, НАТО, ЕС и т. д.
В результате появляется новый термин: на смену международному приходит так называемое твиттерное право. Через «Твиттер» даются все комментарии, указания, оценки происходящего. «Твиттерное» право создал Трамп.
Почему это важно? Потому что посредством «твиттерного» права Трамп загнал жителей двух Корей в тупик. Вспоминайте, что было вначале: приветствия, радость по поводу того, что Сеул и Пхеньян нашли общий язык, нашли точки соприкосновения и начали наконец вести конструктивные переговоры. Зажглась звезда надежды на воссоединение корейского народа — эта позиция была обозначена. А затем Трамп преподносит сюрприз в виде совместных американо-южнокорейских учений. И куда делся первоначальный порыв руководства двух Корей? От него не осталось и следа. Руководитель Северной Кореи наконец осознал, что он в этой системе никто, пустое место. «Твиттерное» право загнало его в угол, в то время как международное уже не действует.
Но корейский кризис — это лишь частный случай. Развитие процессов, о которых я говорю, привело к тому, что мир находится на пороге мировой войны. О возможности ее развязывания говорят все, кому не лень. Реально на Земле уже созданы все инструменты и механизмы для начала мирового конфликта, прорабатываются различные формы его ведения. Непрофессионализм, недальновидность, безответственность мешают адептам «твиттерного» права осознать, что мы приближаемся к катастрофе — началу первой глобальной мировой войны нового формата.
— Почему они этого не осознают? Только ли по причине безответственности и непрофессионализма?
— У них перед глазами стоит только одна основная геополитическая задача — развалить Россию. Такая задача стояла и перед Крымской войной, и перед двумя мировыми войнами. Разумеется, холодная война из этой же серии. Во время холодной войны наши враги предприняли попытку создать вокруг Советского Союза зону управляемого хаоса и уничтожить Организацию Варшавского договора, которая на поверку оказалась некрепкой и ненадежной.
Независимые страны, которые когда-то были нашими союзниками, оказались обычными прихлебателями. Они жили за счет России. Когда пришло время жить самостоятельно, оказалось, что в экономическом плане эти государства ничего из себя не представляют.
С помощью этих прихлебателей создается реальная военная сила, готовая в короткие сроки ворваться на территорию России через клин, который уже вбит украинскими фашистами, и отхватить от нее кусок. Захватывать всю страну никто не собирается — профессионалы это отлично понимают. Достаточно лишь добраться до Москвы и разрушить систему управления. Сегодня такая перспектива вырисовывается.
И в этом контексте примечательным фактом является завершение строительства Крымского моста. Для НАТО это находка, поскольку именно Крымский мост может стать поводом для начала агрессии против России.
— Повлияло ли на отношения России и НАТО послание Путина Федеральному собранию, в котором он рассказал о новых образцах вооружения российской армии?
— Послание Владимира Владимировича — это красивый, сильный информационно-психологический удар по НАТО и США. По нам подобные удары наносятся постоянно, а мы привыкли сидеть смирно, как суслики, и ждать, зальют нас водой или нет. От выступления президента руководители НАТО и «твиттерные» политики не могут оправиться до сих пор.
Но почему мы не начали применять на практике новейшее вооружение, не начали показывать свои возможности, — к примеру, в той же Сирии? Вспомните недавние удары американцев по правительственным сирийским войскам — мы только языком болтаем.
Если бы ответили не болтовней, а конкретными действиями, НАТО больше не рыпался бы. Они нас боятся как черт ладана. У России есть возможности для демонстрации силы, есть настоящие профессионалы, потенциал которых в полной мере не реализовывается.
Поэтому я опасаюсь руководства НАТО и опасаюсь Трампа. Эти люди перешли «красную черту» разума и ответственности. Они не осознают, что могут натворить.
— Трамп заподозрил, что ответственность за возможный срыв саммита КНДР — США может нести Китай.
— Логично, это вполне укладывается в логику поведения Трампа. Создав сложную обстановку в переговорном процессе между Сеулом и Пхеньяном, он должен на кого-то переложить ответственность. Россию не обвинишь: она от этого далека, у нее свои проблемы. Кто же будет крайним? Китай. «Твиттерное» право, безответственное и «фейковое», предстает во всей красе.
— Судя по всему, Вы не разделяете оптимизма по поводу нормализации отношений между КНДР и Южной Кореей?
— Никого оптимизма у меня нет. Конструктивный переговорный процесс между Сеулом и Пхеньяном не нужен Трампу. Земной шар раздирают непреодолимые противоречия. Посмотрите, что сотворили американцы на границах бывшего Советского Союза. Вся эта дуга нестабильности не что иное, как клещи захвата России, которые уже начинают сжиматься.
Обратим внимание и на Европу, которая увязла в миграционном кризисе. Зачем нужны мигранты? На случай, если в странах Евросоюза созреет антиамериканская смута. Тогда мигранты сомнут и сметут с политической карты ту же Германию. Ведь коренного местного населения там осталось немного — в Германии развиваются этнические «химеры», о которых писал еще Лев Гумилев. Так что всё это не мои фантазии, а умозаключения толковых русских ученых.