Правительство Кришьяниса Кариньша, утвержденное Сеймом Латвии в начале нынешнего года, не проработало еще и ста дней, однако оппозиция уже пыталась отправить его в отставку. В чем причина подобных действий, какие события могут повлиять на стабильность Кабинета министров, а также способен ли он проработать до следующих парламентских выборов, порталу RuBaltic.Ru рассказал политолог Филипп РАЕВСКИЙ.
— Г-н Раевский, правительству Кришьяниса Кариньша всего лишь три месяца, однако оппозиция уже попыталась объявить премьер-министру вотум недоверия. Правда, все это закончилось безрезультатно. На Ваш взгляд, имела ли эта попытка шансы на успех?
— Никаких шансов у нее не было. Коалиция стабильная, и ее стабилизирует то, с каким трудом она создавалась. Если она развалится, то это будет уже четвертая попытка создать правительство с тем раскладом, который мы видим в Сейме. Но создать там что-то новое будет тяжело, и я думаю, что партии, входящие в правящую коалицию, четко понимают, что возможности получить что-то большее при новом раскладе у них довольно блеклые. Такой перспективы нет ни для кого, поэтому никто не хочет «раскачивать лодку».
Мы даже видим прирост — Кариньш получил на один голос больше, чем у него было, когда утверждали его правительство. Этот голос пришел от внутренней оппозиции KPV LV. Видимо, депутаты от этой партии стали понимать, как проходит процесс работы в Сейме и правительстве, а также какие блага приносит нахождение в правящей коалиции. Так что провал оппозиции не должен никого удивлять.
— Интересно, а на что тогда рассчитывала оппозиция, выдвигая свое предложение?
— Думаю, они хотели акцентировать внимание на том, чего это правительство не сделало, хотя и обещало. Компонент обязательной закупки электроэнергии будет «ахиллесовой пятой» еще очень долго. Тема актуальная, и об аббревиатуре КОЗ слышали многие жители Латвии. Они могут не знать, что это такое, но они уверены, что это плохо.
Кроме этого, у нас давно не было сильной оппозиции. «Согласие» — это традиционные оппозиционеры, но сейчас к ним добавился «Союз крестьян и "зеленых"».
Тем более, в рядах СЗК среди депутатов есть экс-премьер и экс-министры, чьи знания и компетентность все же достаточно высоки. Естественно, что это усилило оппозицию.
Плюс имеется внутренняя оппозиция в лице нескольких довольно громких депутатов от KPV LV. У них есть желание заявить о себе с трибуны, показать избирателям свою альтернативную позицию, и понятно, что они ухватились за предложение «Согласия» и СЗК о вотуме недоверия, что в их случае было совершенно логично.
— В таком случае, как бы Вы оценили работу правительства?
— С прагматичной точки зрения я бы оценил его действия хорошо. Был принят бюджет без серьезных изменений, что можно приветствовать. Да, бюджет называют «техническим», но, по сути, то, что в нем нет резких изменений налоговой системы, для жителей Латвии является безусловно положительным.
Конечно, бюджет принят поздно, но лучше поздно, чем никогда, особенно принимая во внимание, что в коалиции пять партий и все вопросы согласования проходят очень долго.
И это испытание мне кажется более серьезным, чем вотум недоверия.
Естественно, сейчас уже пора думать о бюджете на будущий год. Однако принятие решения о том, что анализ налоговой системы будет вестись только при формировании бюджета 2021 года, показывает, что правительство настроено прагматично. У нас лишь недавно прошла налоговая реформа, и ломать систему, которая еще не начала работать, неправильно. И, на мой взгляд, явный плюс, что этот вопрос отложили до 2021 года.
— А может ли налоговый вопрос ослабить правительство, ведь, заявления о необходимости отмены реформы, из-за появления налоговых должников тоже слышны, и звучат довольно громко?
— Заметьте, что громко кричат те, кто должен заплатить, а если мы проанализируем статистику, то увидим, что заплатить в бюджет нужно пять миллионов евро, тогда как государство должно отдать жителям 78 миллионов. То есть большая часть населения от этой реформы явно выиграла. И количество людей, которые с улыбкой и радостью смотрели в свои кошельки, существенно превысило число недовольных.
В связи с этим я не считаю, что налоговый вопрос может как-то существенно повлиять на стабильность правительства, да и вообще, мне кажется, что в этой реформе больше плюсов, чем минусов.
— Также в стране планируется реформа самоуправлений. Насколько эта тема может повлиять на правительство?
— Вообще, с проведением этой реформы могут быть большие проблемы. Мы уже видим, что противостояние ей очень серьезное.
Анонсированные изменения — что появятся 35 самоуправлений вместо 119 — удар для многих. Ведь если мы посмотрим на наши самоуправления, то это будет «земля контрастов».
С одной стороны, это пририжские богатые муниципалитеты с миллионными бюджетами и ростом населения. А с другой стороны — края, которые страдают от депопуляции и где более половины бюджета уходит на зарплаты думских работников.
И когда самоуправления будут объединять, при таких контрастах недовольными могут быть как одни — те, кому придется делиться своими доходами, — так и другие, рискующие потерять свою власть.
Правда, нынешняя ситуация благоприятна для проведения реформы. Новые партии практически не представлены в самоуправлениях, а позиции Национального объединения и «Единства» в них не очень сильны.
Отмечу, что голосовать на следующих выборах в Сейм будут люди, живущие не только в Риге, но и в регионах. И если они окажутся недовольны объединением, то известно, какой результат ожидает все партии правящей коалиции.
Если в каком-то муниципалитете произойдет референдум, на котором будут высокая явка и однозначное «нет» объединению, то партиям придется реагировать на настроения избирателей. Просто так сказать «нас не интересует ваше мнение» нельзя — политик не может себе этого позволить.
Однако если будет компромисс, то, понятно, по этому пути пойдут и другие муниципалитеты, что полностью затормозит реформу. Поэтому я думаю, что этот процесс будет очень сложным. И если правящие партии не осуществят эту реформу быстро, то они не осуществят ее никогда.
В то же время я не считаю, что эти проблемы подорвут стабильность правительства, но повлиять на стабильность прохождения реформы вполне могут.
И в таком случае, возможно, она пойдет по пути, по которому в Латвии часто идут многие реформы: в никуда. То есть все будут обсуждать вопрос, но результата никакого не будет.
— Как в таком случае Вы оцениваете перспективы нынешнего правительства? Как долго оно может проработать, и от чего будет зависеть его стабильность?
— Пока что я не вижу предпосылок для его развала. В Латвии ни одно правительство не разваливалось из-за действий оппозиции; чаще всего оно падало под влиянием внутренних противоречий, когда партнеры не могли договориться. Но на данный момент их всех держит вместе ощущение, что следующая комбинация не будет лучше, чем нынешняя.
В то же время я не исключаю, что могут быть замены некоторых министров. Здесь перемены возможны, и утверждать, что все эти люди проработают до конца, я не стану.
Также, если, предположим, развалится фракция KPV LV, перемены могут быть серьезными, ведь у всех остальных партий сразу возрастут амбиции, и премьер-министру будет трудно их удержать.Но пока я бы не сказал, что KPV LV находится на грани полного развала, а значит, правительство стабильно. Конечно, о четырех годах я не хочу говорить, но в целом коалиция выглядит вполне жизнеспособной и может проработать долго.