В ходе предвыборной кампании украинские политики традиционно стараются заполучить поддержку США и Евросоюза. Однако никто в ЕС не поддерживает действующего президента Украины Петра Порошенко. Единственный союзник, оставшийся у Порошенко в Европе, — страны Прибалтики.
В отличие от 2004 и 2014 годов, когда фаворитами Евросоюза в ходе предвыборной кампании были Виктор Ющенко и Петр Порошенко, сегодня Брюссель дистанцировался от президентских выборов, не оказывая в публичной плоскости знаков поддержки ни одному из кандидатов.
Речь можно вести лишь о косвенной поддержке тех или иных кандидатов на уровне национальных государств, входящих в состав Евросоюза.
Судя по всему, Германия как лидер Евросоюза не в восторге от идеи переизбрания Петра Порошенко на ближайшие 5 лет.
Порошенко за все время президентской каденции так и не нашел политический ресурс для реализации Минских соглашений, в чем заинтересованы и Берлин как участник «нормандской четверки», и лично Ангела Меркель.
Кроме того, Берлину необходим проект «Северный поток — 2» и беспроблемная его эксплуатация. Однако Киев выступает против строительства газопровода, поднимая этот вопрос на всех международных площадках.
Примечательно, что к визиту заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Дэвида Хэйла в Киев в начале марта германская сторона допустила сознательную утечку информации в СМИ о категорическом отказе Берлина отправлять по просьбе Вашингтона военные корабли в Керченский пролив.
Аналогичную позицию занял Париж. Между тем переброску военных кораблей активно лоббировал МИД Украины, рассчитывавший «удивить Россию». Лично Петр Порошенко рассматривал данный маневр в качестве сильного политического хода накануне выборов.
Берлин и Париж в ответ продемонстрировали, что не намерены лить воду на мельницу предвыборной кампании Петра Алексеевича.
В этой связи необходимо вспомнить, что именно жесткая позиция правительства ФРГ стала одной из причин отказа Порошенко от первоначальных планов ввести в ноябре прошлого года (после инцидента в Керченском проливе) военное положение сроком на 60 дней, которое означало бы перенос президентских выборов на неопределенный срок.
Позицию Берлина относительно Киева разделяет Вена, где, по мнению ряда украинских политиков, у власти находятся «друзья Путина».
После событий прошлого года, когда глава МИД Австрии Карин Кнайсль пригласила на собственную свадьбу президента России, тональность украинских политиков относительно Вены претерпела изменения.
Отдельные парламентарии, состоявшие в рядах депутатской группы по межпарламентским связям с Австрийской Республикой, покинули это объединение, а сопредседатель данной группы Виктор Вовк, нардеп от «Радикальной партии Олега Ляшко», сложил с себя соответствующие полномочия.
Депутат объяснил свое решение тем, что в результате действий Кнайсль «доброму имени Австрии на Украине был нанесен тяжелый удар», а он сам «больше не представляет Австрию как неангажированного международного посредника на Украине». Также Вовк добавил, что глава МИД Австрии «фактически солидаризируется с Путиным» и отметил «общую тенденцию неуважения к Украине, которую в последние годы демонстрирует Австрийская партия свободы, чьим представителем в правительстве является министр Кнайсль».
Ряд украинских политиков упрекает Австрию в проведении пророссийской политики на международной арене, поскольку Вена, равно как и Берлин, лоббирует «Северный поток — 2». Федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц настаивает на выполнении Киевом Минских соглашений и позволяет себе высказывания о том, что «долгосрочного мира на нашем [европейском] континенте можно добиться только вместе с Россией, а не против России».
Не добавил оптимизма в отношения Киева и Вены недавний запрет австрийскому журналисту Кристиану Вершютцу посещать территорию Украины, что было осуждено правительством Австрии и названо «недопустимой в Европе цензурой».
Еще один «друг Путина», премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в ноябре прошлого года заявил, что не может договориться с действующей украинской властью, выразив надежду, что ситуация изменится после президентских выборов.
При этом Орбан добавил, что Будапешт контактирует с потенциальными победителями выборов, готовя почву для компромиссов, которые могут быть достигнуты после смены власти. Орбан считает, что пока у Украины нет обозримой перспективы вступить в ЕС и НАТО, а появиться она может только при условии нормальных отношений с Венгрией.
Критика в адрес официального Киева периодически звучит со стороны партнеров Венгрии по «Вышеградской четверке». Все чаще такие высказывания можно услышать от президента Чехии Милоша Земана.
Польша практически перестала выполнять функции «адвоката Украины в Европе», а спикер парламента Словакии после инцидента в Керченском проливе назвал себя «не тем человеком, который доверяет Порошенко».
Последними лоббистами Порошенко на европейской арене остаются одни государства Прибалтики. Великобритания, пребывающая в процессе выхода из Евросоюза, считаться союзником Порошенко в ЕС уже не может.
Действующий президент Украины, коему европейские партнеры в 2014-м выдали огромный кредит доверия, за пять лет растратил свой политический капитал, не оправдав ожиданий большинства европейских столиц.
В то же время среди претендентов на пост президента Украины имеется множество политиков прозападного толка, которые могут с чистого листа начать диалог со структурами Евросоюза и ключевыми европейскими столицами.
В частности, тесную коммуникацию с Европейской народной партией, крупнейшим партийным объединением Европы поддерживает Юлия Тимошенко, чья политическая сила «Батькивщина» с 2008 года является партией-наблюдателем в Европейской народной партии (ЕНП). Старается глава «Батькивщины» контактировать и с Ангелой Меркель, выступавшей в эпоху Виктора Януковича за скорейшее освобождение Тимошенко из мест лишения свободы.
Подходы к Меркель выискивает Анатолий Гриценко, чей мирный план, по его утверждению, был положен на стол канцлера ФРГ в прошлом году. Однако Гриценко куда больше ориентируется на США, а не на Европу, что в условиях разлома евроатлантического единства может несколько насторожить «Старую Европу».
Некой «темной лошадкой» для всех, в том числе европейцев, ныне выступает Владимир Зеленский.
Однако он также декларирует прозападный вектор развития Украины, а потому к нему как к наиболее рейтинговому кандидату в президенты будут все активнее присматриваться в европейских столицах. Особенно в промежутке между первым и вторым туром выборов, куда, вероятнее всего, выйдет Зеленский.