Белорусские дипломаты предложили Евросоюзу провести в Минске юбилейный форум «Восточного партнерства», приуроченный к десятилетию этой программы. Брюссель это предложение может принять, однако цели участия в этом форуме у ЕС будут принципиально отличны от целей белорусского руководства. Беларусь хочет быть «геополитическим мостом» — дружить и примирять всех со всеми. Евросоюзу «Восточное партнерство» нужно, чтобы ставить постсоветским странам ультиматумы: либо вы с Россией против Запада, либо с Западом против России.
О белорусской инициативе провести в Минске юбилейный форум «Восточного партнерства» в конце прошлого года сообщил представитель Беларуси в ЕС Александр Михневич. «Мы предложили провести крупное мероприятие в Беларуси с участием высокопоставленных чиновников ЕС, обсудить перспективы, повысить интерес к этому проекту со стороны ЕС и наших структур», — сказал Михневич в эфире белорусского телеканала ОНТ.
Официальный Минск не скрывает, что интерес Беларуси к программе «Восточного партнерства» носит преимущественно экономический характер. По мнению представителя Беларуси в Брюсселе, десятилетие программы взаимодействия ЕС с шестью постсоветскими странами в мае этого года — удачный повод обсудить, как снять сохраняющиеся торговые барьеры между Беларусью и государствами Евросоюза.
«Мы планируем провести и крупный европейско-белорусский бизнес-форум. Все презентации экономических возможностей Беларуси проходят с участием структур Евросоюза, теперь они часто поддерживают нас в этих вопросах», — говорит Александр Михневич.
То есть интерес Минска — это чистая экономика. Здесь и проявляется первый конфликт интересов Беларуси с ЕС.
«Восточное партнерство» для европейцев всегда было, прежде всего, политической программой, которая обращалась к демократии, правам человека, свободным выборам и тому подобным темам, за которыми всегда скрывается неприемлемое для Беларуси вмешательство Запада в ее внутренние дела.
Политическую составляющую программы, в свою очередь, не скрывает европейская сторона. «Восточное партнерство» создавалось десять лет назад с официальной установкой на проведение реформ в странах — участницах программы ради их экономического и политического сближения с ЕС.
Требование реформ ради расширения сотрудничества с «цивилизованной Европой» — это уже вмешательство во внутреннюю политику и попытка диктовать свои условия вместо равноправного диалога. Но Евросоюз и этим не ограничивался, требуя от Грузии, Молдавии, Украины, Беларуси, Армении и Азербайджана реформ именно в политической сфере.
Первым номером в списке четырех ключевых приоритетов для реформ в странах-партнерах доктрина «Восточного партнерства» указывала внутриполитические задачи: развитие демократии, совершенствование политических институтов, стабильность политического процесса.
Страны — участницы программы должны были «показать прогресс» в проведении выборов (больше голосов у оппозиции), развитии гражданского общества (свобода рук для прозападных НКО) и тому подобных вещах. Только на этих условиях ЕС соглашался финансово помогать проведению ими реформ в экономической сфере и вообще…сближаться.
Неудивительно, что у свободолюбивой Беларуси с участием в «Восточном партнерстве» не заладилось. В «странах — отличницах программы» «синеокая» не ходила никогда, уступая эту сомнительную честь Украине с Молдавией. Докладывать брюссельским ревизорам о том, как у нас улучшилась за минувший квартал ситуация с правами меньшинств, — такое для белорусов было слишком.
Поэтому Беларусь нимало не продвинулась к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, ради которого постсоветские страны и соглашались участвовать в «Восточном партнерстве».
Впрочем, о «странах-отличницах» тоже нельзя сказать, что они далеко продвинулись по части политических реформ, однако Евросоюз все же подписал с Молдавией, Грузией и Украиной Соглашение об ассоциации. Ведь эти страны выдвинули главное условие участия в «Восточном партнерстве» — испортили свои отношения с Россией.
Это вторая (и главная) причина неудовлетворительных для Евросоюза итогов участия Беларуси в программе сближения постсоветских республик ЕС.
От участников «Восточного партнерства» требуют порвать с Россией и войти в европейскую сферу влияния, а Минск на это именно в силу прагматичных экономических установок руководства страны пойти не может, потому что разрыв многовековых связей с восточным соседом элементарно убьет белорусскую экономику.
Интересам Беларуси идеально соответствовали бы хорошие отношения всех со всеми: ЕС с Россией, России с Беларусью и Беларуси с ЕС. Поэтому белорусская дипломатия продвигает концепцию «интеграции интеграций» — сотрудничества Европейского союза с Евразийским.
У России нет предубеждения против идеи «интеграции интеграций» как таковой: несколько лет назад Москва сама продвигала эту идею в вопросах отношения России и ЕС с Украиной. На днях исполняется ровно пять лет с того момента, как Владимир Путин предложил создать единую зону свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, которая нивелировала бы негативные последствия для украинской экономики от разрыва экономических связей с Россией после подписания экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
Европейская сторона предпочла это предложение проигнорировать. Разрыв многовековой ткани российско-украинских отношений оказался для нее важнее украинской промышленности, украинских рынков сбыта в России, украинского бюджета, рабочих мест…
Евросоюзу не нужна «интеграция интеграций»: Евразийский экономический союз расценивается ими как угроза для себя, а страны «Восточного партнерства» — как пространство геополитической конкуренции, с которого надо выбить Россию.
«Участие в углубленных соглашениях о свободной торговле с ЕС теоретически не препятствует их дальнейшей интеграции друг с другом, но со вступлением в ТС они теряют возможность двухсторонних отношений с ЕС. Поэтому на практике государства сталкиваются с неизбежностью выбора между соглашениями о свободной торговле с ЕС и таможенным пространством Евразии», — было сказано в литовском аналитическом докладе еще шесть лет назад, как раз тогда, когда Украине начинали выкручивать руки и ставить перед ней ультиматумы: либо вы с Россией против нас, либо с нами против России.
Так что белорусская попытка использовать юбилей «Восточного партнерства» как повод поговорить с европейцами об экономике и торговых барьерах — это ход, конечно, нетривиальный, но без особых шансов на успех.
Европейцы вполне могут принять предложение провести форум в Минске, но только как повод поговорить о своем.
Последние саммиты «Восточного партнерства» в отношении Беларуси сводились к тому, чтобы «развести» представителей Минска на подписание итоговой декларации, которая осуждает Россию.
Поэтому президент Беларуси Александр Лукашенко от участия в саммитах «Восточного партнерства» всегда отказывался. Лукашенко даже удивлялся в своей экспрессивной манере: почему эта программа непременно должна быть направлена против одной конкретной страны? Почему обязательно надо «дубасить» Россию, клеймить ее позором, выступать против? Неужели нельзя собираться на саммитах «Восточного партнерства» в мирных целях и не заниматься там строительством разделительных линий между Востоком и Западом?
Выходит, что нельзя.
«Восточное партнерство» создателям этой программы нужно именно для строительства разделительных линий.
«Интеграция интеграций» и дружественная всем Беларусь в роли «геополитического моста» им, наоборот, не нужны. Поэтому форум «Восточного партнерства» в Минске они могут использовать только для того, чтобы «развести» принимающую сторону на какую-нибудь антироссийскую декларацию, которая оттолкнет Беларусь от ее главного военного и экономического союзника.