«Шпионский заговор» в Литве обрастает новыми подробностями. В списке лиц, которые якобы работали в интересах российской разведки, появились новые фамилии. Но главным фигурантом дела остается молодой оппозиционный политик Альгирдас Палецкис — один из немногих, кто не боится публично ставить под сомнение официальную позицию Вильнюса по поводу событий 13 января 1991 года. Выясняется, что его арест напрямую связан с расследованием массового убийства возле Вильнюсской телебашни.
Палецкису и компании инкриминируют сбор информации, которую они передавали российским спецслужбам. По данным портала lrytas.lt, деятельность политика могла быть связана с «возможным захватом заложников». О каких заложниках идет речь?
Дело в том, что в прошлом году Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц генеральной прокуратуры и суда Литовской Республики. В их действиях усматривают признаки преступления, предусмотренного статьей 299 УК РФ: «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности». Информацию об этих судьях и прокурорах якобы и собирала «шпионская сеть» во главе с Палецкисом.
В прессе уже появлялись сообщения о том, что политика обвиняют в сборе информации именно о событиях 13 января. Одной из первых об этом заговорила российская журналистка, автор книги «Кто кого предал» Галина Сапожникова: «Что нового Палецкис может сообщить в Москву о деле 13 января? Все уже давно описано в моей книге, читайте на здоровье».
Теперь выясняется, что о самих событиях возле Вильнюсской телебашни в Москву сообщать не надо — нужны, дескать, сведения о людях, которые судят граждан России Юрия Меля и Геннадия Иванова.
Суть предъявляемых Палецкису обвинений стала ясна, когда предприниматель Павел Жевжиков, у которого проходили обыски, заявил, что у него нет «ни возможностей, ни желания» содействовать опальному политику в сборе информации в пользу российской разведки о представителях литовских правоохранительных органов, которые расследовали убийства 13 января 1991 года.
Примечательно, что в деле появляются новые имена. Изначально компанию Палецкису и российскому публицисту Валерию Иванову (которому, по всей видимости, отводилась роль связного) составили Леонидас Минкявичюс, Артурас Шидлаускас и Вайдас Прунскус. Пресса гадала, является ли последний сыном экс-премьер-министра Литвы Казимиры Прунскене. Выяснилось, что в рамках дела о шпионаже его допрашивали, но под арест не брали.
Портал lrytas.lt в предполагаемые помощники Палецкиса записал Деймантаса Бяртаускаса — директора вильнюсской компании Food Expert и публичного учреждения XXI amzius (21 век). Также в поле зрения правоохранителей попал заместитель председателя Социалистического народного фронта (партии Палецкиса) Андрей Горбатенков. Но полный список «врагов народа» до сих пор не оглашен: были задержаны и другие лица, имена которых почему-то держат в тайне.
О том, почему «шпионскую сеть» обнаружили именно сейчас, лишний раз можно не напоминать. Не за горами предвыборная гонка, и премьер-министр Саулюс Сквернялис, по словам Валерия Иванова, хочет въехать в президентский дворец на белом коне русофобии. А до оглашения приговора по делу 13 января остается меньше месяца.
В этой ситуация консерваторы тоже заинтересованы в нагнетании антироссийской истерии. Трагические события возле Вильнюсской телебашни — их конек.
Литовским властям нужно создать определенный фон для вынесения обвинительного приговора (едва ли стоит рассчитывать на то, что Меля и Иванова оправдают). С другой стороны, арест Палецкиса — это сигнал всем тем, кто готов выразить недовольство ходом расследования событий 13 января и возмутиться несправедливостью вердикта.
С годами таких людей становится все больше: «белые пятна» в официальной версии уж слишком бросаются в глаза.
Палецкис, как известно, уже поплатился за отрицание «советской агрессии». Его слова о том, что «свои стреляли в своих», стоили ему денежного штрафа. Правда, в качестве свидетелей защиты он привел в суд 12 человек, которые под присягой заявили о том, что в толпу перед телебашней стреляли не советские солдаты. Это поставило литовскую Фемиду в затруднительное положение.
Чтобы лишние свидетели в канун оглашения «исторического» приговора не высовывались, власти решили в очередной раз взять в оборот Альгирдаса Палецкиса. Всем остальным оппозиционерам (как публичным людям, так и обывателям) это станет уроком.
Сомневаешься в преступлениях «советских оккупантов»? За это и раньше можно было понести наказание. Но теперь не факт, что ты отделаешься денежным штрафом — в любой момент тебя могут записать в информаторы иностранной разведки, а это уже серьезная статья.
В этой связи вспоминаются показания Болеславаса Билотаса, одного из свидетелей по «делу Палецкиса». Уже утром 13 января в штабе «Саюдиса» писатель Витаутас Петкявичюс сказал ему, что «свои стреляли в своих». «Я говорю: так ведь это же будет международный скандал! Москва узнает, пришлет комиссию и армию, и мы все через пару дней окажемся в Сибири! А он говорит: кто в этом бардаке разберется сейчас? Все свалить на русских, и сойдет...»
Литовские власти делают все возможное, чтобы люди вроде Билотаса продолжали молчать. Причем в ход идут «передовые» советские технологии — шпиономания, тайные аресты, показательные политические процессы.
Новое дело Палецкиса — чем не дело «врачей-отравителей», которых купила американская разведка?
И это в современной Литве, где демократия якобы победила окончательно и бесповоротно. Перефразируем известную цитату: Прибалтика может убежать из «совка», но «совок» из Прибалтики — никогда.
Последняя информация заставляет обратить внимание на еще один важный факт: действия Следственного комитета РФ явно щекочут нервы литовским правоохранителям. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс уже предупреждал их, что отныне в Россию и ее «страны-сателлиты» им ездить не стоит. Впрочем, означает ли это, что в других странах прокуроры и судьи могут чувствовать себя безопасно?
Бывшие партийные функционеры Литовской ССР Юозас Ермолавичюс и Миколас Бурокявичюс тоже думали, что на территории суверенной Беларуси они будут в безопасности. Но литовские спецслужбы исхитрились похитить их и доставить на родину, где обоих приговорили к тюремному заключению за попытку организовать «государственный переворот» во время январских событий 1991 года.
Может, призраки Ермолавичюса и Бурокявичюса не дают спокойно спать участникам судилища по делу 13 января? Не опасаются ли они, что теперь до них дотянется костлявая рука ФСБ? В конце концов, все в этом мире ходит по кругу.