Президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции высказал настороженность предложением Владимира Зеленского пересмотреть Минские соглашения. Это не первое со времени парижского саммита «нормандской четверки» свидетельство, что в Кремле недовольны тем, как Зеленский нарушает письменные и устные договоренности. Есть большие сомнения, что новый «нормандский саммит» все-таки состоится.
По нескольким пунктам Минских договоренностей позиции сторон диаметрально противоположны — Зеленский настаивает на предварительном контроле всей границы с РФ («Я об этом сказал несколько раз, и это окончательное решение») и отказывается амнистировать воевавших в Донбассе.
Насколько реально в таких условиях прийти к согласию за 4 месяца? И вообще, состоится ли при таком раскладе нормандский саммит в том же составе? Или всем сторонам выгодно просто заморозить конфликт в Донбассе?
Судя по тому, чем занялись «слуги» в Киеве, никто исполнять то, что записали в итоговый документ Парижа, и не собирается, уверен директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел РУДЯКОВ.
«Упор делается на выработку предложений по пересмотру "Минска". Если ничего, кроме этого, не будет делаться, то Эммануэль Макрон (не говоря уже о Владимире Путине — авт.) вряд ли согласится встречаться еще раз. Но не все тут однозначно. Париж будет давить на Киев, и насколько давление окажется результативным, покажет время. Владимиру Зеленскому нельзя оставаться один на один с оппонентами внутри страны, и он это понимает. Надо ждать сигналов и новостей в конце января или феврале», — предполагает Рудяков.
Говоря о нормандском формате, нужно понимать, что дело вовсе не в разных подходах по отдельным позициям, разница на самом деле куда глобальнее,подчеркивает член оппозиционной партии «Союз левых сил» Александр ГОЛУБ.
«Преодолеть конфликт, противостояние и гражданскую войну можно в одном-единственном случае: если сама Украина станет другой. Минские договоренности — только механизм, помогающий это сделать. Главная проблема в том, что Украина, по крайней мере, в лице своего руководства, не собирается становиться другой — нормальной демократической страной.
Модель тоталитарного националистического государства позволяет сегодня власти полностью снять с себя ответственность за экономику и социальную сферы, дает возможность клянчить по миру займы и самым эффективным способом их разворовывать, позволяет вводить цензуру и расправляться с оппозицией. И заморозка конфликта отнюдь не решает этих украинских проблем, более того, она способствует дальнейшей деградации всего общества.
Официальный Киев никогда не скрывал того, что не хочет выполнять "Минск-2". И нет никакой разницы, какие для этого будут придумываться поводы: граница, разведение войск, выборы и тому подобное. До тех пор, пока страна не осознает свой интерес, не примет решение измениться, не откажется от модели националистического государства, навязанной государственным переворотом 2014-го, никакого прогресса в этом вопросе не будет», — уверен Голуб.
То, что Киев и непризнанные структуры Донбасса противоположно трактуют пункты Минских соглашений, было ясно и до встречи в Париже, напоминает политтехнолог Сергей СЛОБОДЧУК.
«Поэтому на самом деле нынешние переговоры в формате Украина — Франция — ФРГ — Россия были для того, чтобы договориться по вопросу газа. Собственно, это видно даже из структуры встречи: для переговоров Путина и Зеленского сделали перерыв, чтобы было понятно, что участникам саммита говорить на итоговой пресс-конференции. Привязка к сроку в 4 месяца тоже связана с транзитом газа — следующая встреча намечена на март, то есть оставили себе время для маневра. Но поскольку официальный Киев не нацелен выполнять Минские соглашения, то никакого смысла в следующем саммите нет.
Хотя его все же могут провести, если США дожмут ситуацию и добьются прекращения транзита через Украину. А на данный момент нет никаких подвижек по новому контракту, мои источники из «Нафтогаза» сообщают, что американцы не давали команды договариваться по газу.
И поэтому предлагаю обратить внимание на поведение руководителей «Нафтогаза» Андрея Коболева и Юрия Витренко, которые продуцируют все новые и новые претензии и обвинения в адрес "Газпрома" — так ведут себя люди, которые не намерены договариваться. И это еще одна проблема, потому что США напрямую управляют "Нафтогазом" через Коболева, Витренко и Фаворова, но при этом ни за что не отвечают и не берут на себя никаких обязательств, потому что не являются участником переговоров в "нормандском формате". Что же касается конфликта в Донбассе, то он пойдет на спад после того, как утратит актуальность борьба за рынок газа в ЕС», — прогнозирует Слободчук.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЁВ не считает, что по вопросу разведения сил на всей протяженности линии соприкосновения у Киева и Москвы диаметрально противоположные позиции.
«Скорее украинская сторона просто не может обеспечить организацию и выполнение одновременного отвода войск по всей линии. Мы ведь помним, с каким скрипом происходило разведение в тех точках, где оно уже состоялось. Именно поэтому с разведением на всей протяженности линии соприкосновения решили не спешить.
Что же касается политических пунктов Минских соглашений, по ним действительно существуют разногласия. Дело в том, что украинская сторона все время пытается изменить порядок выполнения пунктов Комплекса мер от февраля 2015 года с тем, чтобы сначала получить контроль над всей территорией Донбасса и границей, а затем провести там выборы. Разумеется, Россия на такой сценарий никогда не пойдет, так как фактически он означает капитуляцию самопровозглашенных ДНР и ЛНР перед Украиной, а также отсутствие всяких механизмов контроля выполнения украинской стороной своих обязательств по особому статусу и амнистии — после обретения Украиной границы добиться этого будет нереально. И это при том, что с сугубо военной точки зрения Украина в Донбассе потерпела 2 крупных поражения (Иловайск и Дебальцево), которыми закончились летняя кампания 2014-го и зимняя кампания 2015-го.
Таким образом, украинская сторона, не имея никаких козырей в рукаве, пытается дипломатическими методами выторговать себе победу в войне, проигранной на поле боя. Думаю, результат подобных действий вполне предсказуем. В связи с вышеизложенным следует констатировать, что политические пункты Минских соглашений вообще вряд ли будут выполнены. Сегодня все идет к тому, чтобы постепенно развести войска, восстановить торговые связи и заморозить конфликт по приднестровскому сценарию», — предрекает Богатырев.
Политический обозреватель Александр ФОМИН также сомневается, что за 4 месяца будет возможно достичь согласия по вопросам амнистии, выборам, границе.
«Сама реализация Минских соглашений — это на годы, если не на десятилетия. Ведь даже развод войск согласован не по всей линии. Полагаю, что дивиденды от разведения войск украинские власти растянут на всю каденцию Зеленского. Каждый отвод будет подкреплен информационным шумом, чтобы поддерживать эдакий образ миротворца Зе. А вот уже лет через 5 они, может, и перейдут к другим пунктам.
Я думаю, что встреча через 4 месяца всецело зависит от украинской стороны: пойдет ли она хотя бы на тот минимум заданий, который был очерчен в Париже. Пока сказать сложно. Склоняюсь к тому, что конфликт будут пытаться заморозить. Ведь это выгодно, чтобы несколько миллионов оппозиционных избирателей не имели права голосовать на всеукраинских выборах. Таким образом можно поддерживать сложившийся консенсус по евроатлантической интеграции», — выдвигает версию Фомин.