Рост антивоенных настроений в украинском обществе, «Михомайдан», обесценивание гривны с каждым днем расшатывают президентские позиции Петра Порошенко. В этой ситуации растерявший все козыри «майданный» лидер может достать «джокер» из рукава и разыграть сценарий военного наступления. Но решится ли он спровоцировать эскалацию конфликта в Донбассе?
Украинцы устали от войны
Согласно результатам опроса украинского социологического центра «София», 65% граждан Украины настроены против наступления Вооруженных сил страны на Луганскую и Донецкую народные республики (ЛДНР). С одной стороны, эти цифры являются позитивным знаком. Они показывают, что украинское общество устало от войны и на него уже не действует пропаганда порошенковского режима с призывами радикалов о войне до победного конца.
Усталость от войны наблюдается по обе линии фронта. После подписания «Минска‑2» сложилась ситуация, которая умещается в одной простой формуле — «ни нормальной войны, ни нормального мира». Такое положение вещей надоело всем людям без привязки к тому, откуда они: из Луганска, Донецка или Киева.
Мира нет, а значит, гибнут люди — независимо от того, какая на них форма: ополченцев ДНР или солдат Вооруженных сил Украины (ВСУ). Если отбросить политический аспект, то горе матери, потерявшей сына, одинаково и в Горловке, и в Житомире. Это относится и к страданиям жен без мужей и детей без отцов.
По ту и по другую сторону от линии фронта люди больше всего боятся, что их близкие вернутся в цинковых гробах.
Результаты социологического опроса могут свидетельствовать о «выздоровлении» украинского общества, зараженного «майданным вирусом». Но для власть имущих эти цифры страшны. Режим, построенный Порошенко и его приспешниками, выжил в основном благодаря войне. Именно война дала Киеву возможность формировать образ врага. У Порошенко появился инструмент запугивания населения, а также право обвинять «агрессора» во всех просчетах власти.
Эта технология хорошо показана в американском комедийном фильме «Канадский бекон». В кинокартине президент США, который провалил экономические реформы, решил отвлечь внимание общества, устроив «холодную войну» с Канадой. Порошенко же в качестве врага выбрал Россию и республики Донбасса.
Однако сейчас эта стратегия «удерживать булаву» благодаря войне может сыграть против киевского руководителя.
Война является хорошим инструментом для удержания власти до тех пор, пока население верит в перспективу победы. Ради этой будущей виктории люди готовы вытерпеть очень многое. Но когда вера угаснет, народ начнет ненавидеть не столько неприятеля, с которым происходит вооруженный конфликт, сколько собственное правительство, которое не смогло добиться победы. И 65% людей, которым уже не нужна победа ВСУ в Донбассе, тому доказательство.
Ярким историческим примером того, как усталость общества от войны и утрата веры в победу сказывается на будущем правителей, служат судьбы Николая II и Александра Керенского. В 1914 году весь Санкт-Петербург радовался началу войны с Германией, уверовав в скорую победу Антанты. Однако в 1917 году люди устали от войны. Серьезных побед, кроме Брусиловского прорыва и удачных действий на Кавказе, не было. Николай II пытался добиться новых больших побед, но безрезультатно. В итоге разразился политический кризис, который спровоцировали траты на армию и финансирование военной кампании. Император был вынужден отречься от престола.
С приходом к власти Керенский, так же как и Николай II, пытался организовать крупное наступление, но потерпел неудачу. После Октябрьской революции он утратил власть.
В судьбе обоих политиков отсутствие побед на фронте сыграло крайне печальную роль.
Сигналы для Порошенко
Рост антивоенных настроений в обществе — это лишь один из «сигналов» для Порошенко. Ситуация для Петра Алексеевича в целом складывается неблагоприятно.
Организованный Михаилом Саакашвили так называемый Михомайдан «расцвел» с новой силой после того, как политика отпустили из зала суда. Пусть 17 декабря Михо и его сторонникам не удалось занять Октябрьский дворец в центре Киева, это не значит, что в следующий раз штурм не удастся. Сам же Саакашвили продемонстрировал полное пренебрежение к действующей власти, когда пришел в Генеральную прокуратуру Украины по повестке, поговорил в холле с журналистами, но не соизволил даже зайти к следователю. Такими действиями Саакашвили показал политическую импотенцию режима Порошенко.
Расписаться в политическом бессилии, безусловно, очень опасно для Порошенко. В украинском политикуме всегда действовало правило: если «вожак» показал, что он слаб, его будет «рвать» вся «стая».
Плачевное положение в украинской экономике сказывается на гривне. Национальная валюта Украины обесценивается день ото дня.
У украинцев есть подозрение, что Порошенко устроил эмиссию гривны. Проще говоря, включил «печатный станок», чтобы выплатить зарплаты и пенсии, так как других ресурсов у «майданной» власти просто нет.
Кроме того, у Порошенко испортились отношения с Западом. Попытки поставить под свой контроль Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), которое США создали с целью держать украинскую элиту «в узде», вызвали огромное недовольство и в Вашингтоне, и в Брюсселе. В итоге Порошенко пришлось отступить — НАБУ осталось подконтрольным Белому дому.
Недовольство украинским лидером на Западе нарастает. По информации немецкого издания Bild, правительству ФРГ очень не нравится поведение «майданного» президента. В Германии Порошенко раскритиковали за то, что он совмещает государственную службу с владением бизнесом. Из-за этого Берлин может даже заморозить финансовую помощь Украине. Также под вопросом находится новый кредит от МВФ.
Не исключено, что на Западе решат поменять Порошенко на какую-то более приемлемую и подконтрольную себе фигуру.
Ва-банк?
Что может сделать Петр Порошенко в сложившейся ситуации, когда «трон» под ним качается? На что может пойти, чтобы удержать власть? Несмотря на то что «козырей» у президента практически нет, в его рукаве всё же припрятан один «джокер» — война. Что может дать Порошенко начало полномасштабных военных действий?
Во-первых, Петру Алексеевичу нужна хотя бы локальная, но победа. «Отжатие» территории в серой зоне уже не подойдет. Поэтому «майданному» президенту необходимо, чтобы ВСУ и нацбаты заняли населенный пункт, который сейчас подконтролен ДНР или ЛНР. На основе этого Порошенко сможет развернуть информационную кампанию о возвращении украинских земель, удовлетворив тем самым запросы радикалов и дав обществу веру в победу.
Но это задача-минимум. Задача-максимум для режима Порошенко — уничтожить народные республики.
Во-вторых, если в Донбассе начнется полномасштабная война образца 2014 года, то Запад уже не будет менять Порошенко на какого-то другого лидера. В этой ситуации на первое место для Брюсселя и Вашингтона выйдет удержание ситуации на Украине хоть под каким-то контролем. Смена президента осложнится.
О том, что, возможно, Порошенко всё-таки готовится начать большую войну, говорят следующие факты. Во-первых, российским наблюдателям из Общего центра контроля за перемирием (СЦКК) украинская сторона устроила такой моральный террор, что они были вынуждены вернуться в РФ. Во-вторых, в ночь с 18 на 19 декабря населенные пункты ЛДНР подверглись обстрелу почти по всей линии фронта.
В 2017 году обстрелы городов Донбасса были, но чтобы одновременно почти на всей линии соприкосновения… Это ситуация 2014 года.
Если Порошенко всё же решится на полномасштабную войну, то этим он пойдет ва-банк. В случае поражения ВСУ, как это было под Иловайском или Дебальцево, режим Петра Алексеевича рухнет и ему придется бежать с Украины. Новых поражений Порошенко уже не простят (прежде всего — радикалы). Такой сценарий может положить конец правлению «майданных» политиков на Украине. Решится ли Порошенко развязать большую войну в Донбассе или нет — большой вопрос.