Солдаты Ее Величества убивали мирных жителей в Афганистане и Ираке. Доказательства этого представили британские журналисты. Теперь выдвинутыми обвинениями против военных займется Международный уголовной суд в Гааге. В это время Лондон последовательно наращивает военное присутствие в Прибалтике. Защищать литовцев, латышей и эстонцев от «российской агрессии» едут сослуживцы мародеров, многие из которых знали о творящихся в британской армии преступлениях и покрывали их, если не были соучастниками.
Журналисты BBC и Sunday Times собрали приличную «коллекцию» уголовных преступлений своих соотечественников в Ираке и Афганистане. В обеих странах солдаты Соединенного Королевства долгие годы «поддерживали мир».
Операцию по свержению Саддама Хусейна совместно с поляками и американцами проводили десятки тысяч британских военнослужащих, еще пять с лишним тысяч воевали с талибами («Движение Талибан», запрещено в РФ) в Афганистане.
Как оказалось, врагами для иностранных интервентов стали не только террористы, но и мирные жители.
Утечки засекреченных документов пролили свет на пытки в иракском лагере «Кэмп Стивен» — месте дислокации третьего батальона Королевского полка Шотландии. В мае 2003 года здесь скончались двое мужчин, которые не участвовали в боевых действиях (их тела нашли с пластиковыми пакетами на головах).
Другой вопиющий случай — убийство четырех афганцев в 2012 году. Жертвами британских военных стали четыре брата, троим из которых не исполнилось и 18 лет.
Их родители рассказали ВВС, что солдат вошел в дом во время семейного чаепития и поочередно убил детей прицельными выстрелами в голову.
Британские журналисты описали также несколько «мелких» случаев (к примеру, убийство иракского полицейского и факты сексуального насилия со стороны шотландского пехотного батальона Black Watch). Впрочем, СМИ акцентируют внимание не на самих уголовных преступлениях, а на том, что виновные так и не были наказаны. Об этом позаботились высокопоставленные чиновники министерства обороны Британии.
По информации ВВС и The Sunday Times, темным прошлым «защитников» Ближнего Востока занимались британская военная полиция и Группа по расследованию исторических обвинений в Ираке (IHAT). Последняя структура была создана в 2010 году по инициативе лейбористов, но на деле особой эффективностью не отличалась.
Правительство куда больше было озабочено защитой ветеранов от «сфабрикованных обвинений», чем наказанием виновных.
Два года назад IHAT решили расформировать под бурные аплодисменты тогдашнего министра обороны Майкла Фэллона.
«Это будет большим облегчением для сотен британских военнослужащих, столкнувшихся с этими несправедливыми обвинениями. Мы примем новые меры, чтобы не допустить повторения подобных случаев и обеспечить надлежащие стандарты для предотвращения выдвижения абсолютно злонамеренных и бездоказательных обвинений против наших военных», — заявил Фэллон. О разработке новых мер наказания тех, кто все-таки виновен в преступлениях, не было сказано ни слова…
Оно и понятно: именно армейские чиновники, по данным британских СМИ, скрывали факты убийств мирных граждан в Ираке и Афганистане.
Незадолго до расформирования IHAT Министерство обороны прекратило следственные действия по десяткам уголовных дел, которыми занимались детективы. Комиссия Минобороны в свое время признала лживыми обвинения в пытках и истязаниях пленных иракцев на базе Абу-Наджи в 2004 году.
За убийство четырех афганцев тоже никто не предстал перед судом, а дело о смерти двух мирных жителей Ирака в лагере «Кэмп Стивен» военная прокуратура королевства закрыла совсем недавно — летом этого года.
«Министерство обороны не собиралось преследовать в судебном порядке военных любого звания — за исключением тех случаев, когда это было абсолютно необходимо и уклониться от этого было совершенно невозможно», — заявил журналистам один из детективов.
Если власти страны не торопятся расследовать нарушения Женевской конвенции, этим может заинтересоваться Международный уголовный суд в Гааге. Он, кстати, уже отреагировал и назвал выявленные ВВС свидетельства очень серьезными.
Следствие по линии Гаагского трибунала не сулит Британии ничего хорошего, ведь на скамье подсудимых в итоге могут оказаться не только убийцы из числа военнослужащих, но и чиновники, которые их покрывали.
В этом контексте забавной выглядит новость о том, что Лондон собирается профинансировать создание суда в Гааге по делу «Боинга», который в 2014 году разбился в небе над Донбассом. Захотят ли британские власти точно так же выделить деньги на расследование преступлений своих собственных военнослужащих в Ираке и Афганистане?
С другой стороны, надеяться на Гаагу не стоит. СМИ еще в 2016 году сообщали, что выступающие от имени иракских жертв адвокаты из Британии передали в международный суд доказательства по 400 эпизодам, но воз и ныне там.
Позицию Лондона, отвергающего все обвинения, можно понять. На Ближний Восток британские военные пришли в качестве незваных гостей, то есть оккупантов (официальное расследование в самом Соединенном Королевстве пришло к выводу, что законных оснований для вторжения в Ирак не было). Так за что их судить?
Для оккупантов пытки, убийства, изнасилования — это нормальная практика.
В Прибалтике у немногочисленных британских вояк несколько иной статус. Здесь им всегда рады. И когда глава Минобороны Великобритании Пенни Мордонт заявляет о намерении усилить военное присутствие в этом регионе, представители стран Балтии могут ей только поаплодировать. Но велика ли разница между Литвой и Ираком, Латвией и Афганистаном? В конце концов, на Ближний Восток натовские вояки тоже отправлялись исключительно с благими намерениями.
Поведение солдат Североатлантического альянса в Прибалтийских республиках наглядно свидетельствует об их отношении к местному населению. Дебоши, драки, домогательства, осквернения национального флага — эти и другие «подвиги» американцы со своими сателлитами регулярно записывают в свой послужной список.
Конкретно британцы в этом году отметились нарушением общественного порядка на литовском курорте Паланга, а в 2016 году они спровоцировали драку в столице Латвии.
Все это, конечно, мелочи, но существование тайной тюрьмы ЦРУ в Литве отнюдь не кажется безобидной шалостью.