Во время первого торжественного заседания новоизбранного Сейма Латвии президент Латвии Андрис Берзиньш в своей речи заявил о намерении стабилизировать партийную систему страны, повысив минимальное количество учредителей партий. Данный законопроект, давно циркулирующий в кулуарах парламента, президент планирует подать в ближайшие дни.
«Политическая основа каждого государства укореняется в сильных и устойчивых партиях. К сожалению, Латвия этим не может гордиться, даже если хотя бы сравним себя с соседними странами. Поэтому, чтобы способствовать стабильности, ответственности и консолидации партий, необходимы изменения в законодательстве», – сказал Андрис Берзиньш перед новоизбранным парламентом. Пока в предлагаемом президентом законопроекте озвучены два пункта: предлагается увеличить минимально необходимое количество учредителей партии до 500 граждан и внести требование, что подавать списки кандидатов в депутаты Сейма могут только те партии, которые были основаны за год до парламентских выборов.
В данный момент для регистрации партии необходимо минимум 200 граждан Латвии, и в то же время, по данным Регистра предприятий, в стране зарегистрировано 75 политических партий или объединений. Из них в выборах в новый Сейм участвовало тринадцать, но только шесть получили заветное представительство в парламенте. Большинство зарегистрированных партий являются региональными, деятельность которых ограничивается конкретным самоуправлением или регионом, а представительство в парламенте им не очень-то и нужно. Однако данные партии вполне могут выставить своих членов также и на выборы в Сейм, делегируя популярных в округе людей в предвыборные списки парламентских партий для привлечения к ним дополнительных голосов. В новоизбранном Сейме от списков «Единства», Союза зелёных и крестьян и Латвийского объединения регионов находятся депутаты, представляющие Лиепайскую партию, партию «Латвии и Вентспилсу», «Валмиере и Видземе», Тукумскую партию, Латгальскую партию и многие другие региональные силы.
Всё это указывает на то, что консолидация партий, о которой упоминал президент, и так происходит сама собой.
Желание президента ограничить участие в парламентских выборах новых партий, зарегистрированных менее чем за год, вполне понятно. Практически перед каждыми выборами в Сейм в Латвии появлялась новая партия, привлекавшая избирателей громкими популистскими лозунгами и благодаря этому попадавшая в парламент. Перед выборами 6-го Сейма в 1995 году это было «Народное движение Латвии», лидер которого Иоахим Зигерист прославился тем, что раздавал избирателям бананы. Потом его место занял Айнарс Шлесерс, перед каждыми выборами до 2011 года создававший новый проект, посредством которого он избирался в парламент. Однако рекорд всё же принадлежит экс-президенту Валдису Затлерсу, создавшему партию за два месяца до выборов и на волне скорого обещания перемен прошедшему в парламент. Однако перемен не последовало, и Затлерс, потеряв образ народного героя, превратился в объект насмешек и упрёков. Скорее всего, чтобы не допустить распространения популизма, Андрис Берзиньш и продвигает эти поправки.
Однако такие партии не появляются на политической сцене просто так - за ними стоят интересы крупного бизнеса.
Поэтому, даже если президентские поправки и будут одобрены, от волны новых партий жителей Латвии это не спасёт. Ведь зачем создавать партию, если можно купить уже существующую?
Как уже было сказано, в стране действуют 75 политических партий, из которых большинство работает только на местном уровне, а определённая часть вообще существует только на бумаге. Поэтому намного проще предложить нужную сумму денег лидеру уже существующей никому не известной партии и ввести в её правление своих людей. По закону партия зарегистрирована более чем за год до выборов, а значит, ей ничто не мешает участвовать в них; а то, что от неё будут баллотироваться новые, только что вступившие в неё люди, так это неважно - закон это не запрещает. Такие случаи в современной политической истории страны известны; правда, применялись они в основном на муниципальных выборах. Думается, и президент об этом знает, так что и главная причина продвижения его поправок заключается совсем в другом.
Главным в поправках президента выступает повышение минимального членства в партиях до 500 граждан. На парламентские партии эта поправка никак не повлияет. У четырёх из них количество членов превышает тысячу. Наиболее крупные политические проекты - «Согласие» (3427), «Единство» (2502), «Национальное объединение» (2423), а также Латвийский Крестьянский союз (1202), входящий в объединение «Союз «зелёных» и крестьян». Некоторая проблема может быть у Русского союза Латвии, количество членов которого более 500, но определённую их часть составляют неграждане. По законодательству Латвии, неграждане могут быть членами партии, но среди её членов должно быть минимум 200 граждан, а президент планирует поднять это количество до 500. Всё же, если будет нужно, то РСЛ, скорее всего, найдёт недостающих граждан, так что нельзя сказать, что данные поправки направлены конкретно против него, хотя такой вариант тоже нельзя исключать.
Наиболее пострадавшими от поправок президента (при их принятии) окажутся региональные партии.
Количество новых партий в Латвии стремительно растёт не только перед парламентскими выборами, но и перед муниципальными, ведь наиболее крупные денежные потоки находятся в отдельных самоуправлениях. Тем не менее, на региональном уровне собрать 500 членов партии - проблема достаточно сложная. Более того, данная проблема может затронуть уже действующие региональные партии, у большинства из которых 500 членов нет.
Поправки президента выгодны сильным парламентским партиям, чтобы упрочить их доминирование не только в Сейме, но и в самоуправлениях, многими из которых продолжают руководить представители региональных сил. Наибольшее представительство в регионах имеет Союз «зелёных» и крестьян, который не прочь взять под своё крыло нескольких региональных лидеров, партии которых, скорее всего, при принятии поправок не смогут пройти перерегистрацию и из-за этого не смогут принять участие в выборах. «Единство», будучи премьерской партией, также сможет мобилизовать необходимое количество сторонников. А вот Национальное объединение и, возможно, Латвийское объединение регионов могут остаться не у дел. В этом случае становится понятно, для кого президент Берзиньш данные поправки инициировал.