Фашистские оккупанты 23 сентября 1943 года приступили к ликвидации еврейского гетто в Вильнюсе. Позже литовский Сейм утвердит эту дату в качестве официального Дня памяти жертв геноцида евреев. Традиционно 23 сентября в прибалтийской республике проходит большое количество тематических мероприятий. Литва стремится показать, что разделяет боль и трагедию жертв Холокоста, но причудливым образом это сочетается с героизацией коллаборационистов, которых историки уличают в расправах над евреями.
С увековечиванием памяти нацистских пособников продолжает бороться гражданин США, еврей литовского происхождения Грант Гочин, о котором уже писал аналитический портал RuBaltic.Ru. В Центре исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ) намекали, что его многостраничный запрос на имя руководителя организации Тересе Бируте Бараускайте может содержать признаки нарушения Конституции и Уголовного кодекса республики.
Еще одно обращение Гочин направил в прокуратуру Литвы, обвиняя Бараускайте в преступном отрицании Холокоста. Копья точатся вокруг фигуры небезызвестного лидера «лесных братьев» Йонаса Норейки. По мнению Гочина, с 2015 по 2018 год директор Центра активно отрицала преступную деятельность нацистского пособника. В качестве яркого примера этой политики автор обращения ссылается на 26-страничную статью историка Альфредаса Рукшенаса, опубликованную в издаваемом ЦИГСЖЛ журнале. Норейка изображается в ней как «защитник евреев, который ничего не знал и не имел геноцидальных наклонностей».
«Рукшенас лишь касается действий Норейки по захвату имущества, создавая для этого неологизм "экономический геноцид", тем самым смягчая и минимизируя его преступления, — утверждает Грант Гочин. — В свете исследования исторических документов я считаю, что "экономический геноцид" должен пониматься как истребление этноса ради экономической выгоды».
О том, как именно проявлял «экономический геноцид» Норейка, недавно поведала миру его собственная внучка Сильвия Фоти: «Вскоре после восстания мой дед перевез свою семью во "внезапно освободившийся" дом в центре города и оставался в нем до тех пор, пока не перебрался в Шяуляй, где стал председателем округа». Как выяснила Фоти, это был типичный сценарий. Евреи «исчезали», дома освобождались, их занимали литовцы…
Сенсационное признание Сильвии Фоти — еще один козырь в рукаве Гранта Гочина, который всерьез намерен добиться справедливости. Свое письмо в прокуратуру он завершает такими словами: «Действия директора и историков Центра соответствуют определению отрицания Холокоста, которое совершается от имени Литовской Республики путем распространения пропаганды за счет государственных средств. Основываясь на том, что изложено выше, мы просим вас начать досудебное расследование в отношении Тересе Бируте Бараускайте за совершение преступления, предусмотренного статьей 170 (2) Уголовного кодекса».
24 августа Гочин опубликовал в своем блоге ответ прокурора. После изучения предоставленного материала тот пришел к выводу, что «односторонние исторические обобщения, возможно, не соответствуют действительности», а у историков ЦИГСЖЛ есть расхождения с позицией заявителя «по некоторым обстоятельствам». Словом, проводить расследование в прокуратуре отказались.
Грант Гочин между тем не прекращает осаждать литовские институты и готовится отстаивать свою позицию в суде. 12 сентября его уведомили, что правительство Литвы наняло для защиты своих интересов известного адвоката Людвику Мешкаускайте. Гочин подчеркивает готовность Литвы платить деньги для защиты «доброго имени» нацистского преступника:
«Позвольте мне повторить: правительство Европейского союза собирается в суд, чтобы защитить репутацию нацистского убийцы. Граждане Литвы, так ваше правительство расходует ваши налоговые поступления. Они совершают эти действия от вашего имени».
А отдельный пассаж Гочин посвящает своим соотечественникам: «Литва утверждает, что является другом евреев и хочет примирения с ними. Она ищет у евреев инвестиции и [возможности развивать] туризм и используют вырученные средства для защиты репутации убийцы евреев. Вот как работает прибыль от ваших туристических денег».
В августе, незадолго до Дня памяти жертв геноцида, в интернете появился еще один интересный документ: исследование под названием «Балтийское движение запутывания Холокоста». Думаю, не стоит уточнять, чем именно возмущается его автор, профессор Довид Кац.
Вот одно из его наблюдений: в Музее жертв геноцида в Вильнюсе до 2011 года слово Холокост вообще не встречалось. «Другими словами, тот геноцид, который реально произошел в Литве, был упущен из виду, в то время как серия гнусных преступлений, которые, тем не менее, оставили после себя оживленную и успешную страну с растущей численностью населения, готовую после крушения СССР вскоре вступить в ЕС и НАТО, здесь были признаны геноцидом».
О том, как запутывается в Литве история Холокоста, на днях рассказал правозащитник Гедрюс Грабаускас. 10 сентября он с товарищами, представителями Союза русских Литвы и Социалистического Народного фронта (СНФ), посетил городок Меркине. В его окрестностях 77 лет назад немецкие оккупанты и местные коллаборационисты убили 854 еврея. Но, как оказалось, место жертв геноцида в городе найти трудно — куда труднее, чем пантеон их палачей.
«После посещения музея мы отправились на поиски мест захоронения жертв Холокоста, — пишет Грабаускас. — Хочу особо отметить, что искали долго, похоже, как тогда, в августе этого года искали уничтоженную деревню Вашукенай. Место найти трудно, поскольку мало указателей, и даже когда повернули вроде бы в нужную сторону, и то нашли не сразу. Четких троп не видно, очень много растительности».
В окрестностях Меркине побывал также клайпедский депутат Вячеслав Титов, который дерзнул усомниться в целесообразности установки мемориальной таблички еще одному литовскому «борцу за свободу» — командиру «лесных братьев» Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу.
В пантеоне героев современной Литвы Раманаускас — одна из важных, если не ключевых фигур. Пик его партизанской деятельности пришелся на послевоенный период, поэтому сторонники Ванагаса уверяют, что с нацистами он не сотрудничал. Но некоторые исследователи заявляют о его участии в расправах над мирным населением, в том числе и в убийствах евреев в Меркине.
Самого Титова в Литве продолжают шельмовать с неиссякаемым энтузиазмом. Муниципальный совет Клайпеды собирается лишить его депутатских полномочий через суд.
Дело Титова мэр города Витаутас Грубляускас назвал «долгим, сложным, но важным процессом». Для всех «неугодных» это будет уроком: вот что бывает с теми, кто не приемлет официальной трактовки литовской истории.
Неприятным сюрпризом для литовских «патриотов» стала позиция проживающих в республике евреев. В августе Еврейская община Литвы (ЕОЛ) опубликовала открытое письмо, в котором выразила озадаченность в связи со «все еще возникающими в обществе дискуссиями вокруг увековечения памяти Йонаса Норейки (генерала Ветра)». ЕОЛ обратила внимание на то, что не мешало бы снять мемориальную табличку Йонасу Норейке со здания библиотеки имени Врублевских. Причем еврейская община призвала власти решить этот вопрос как раз до 23 сентября.
Удивительно, но даже американская пресса внезапно озаботилась фигурой Йонаса Норейки. Статью на первой полосе ему посвятила The New York Times. Аналитический портал RuBaltic.Ru подробно разбирал публикацию, автор которой приходит к однозначному выводу: Йонас Норейка выбрал неверный путь. Это ли не намек на то, что литовским товарищам стоит пересмотреть свое отношение к «генералу Ветра»?
Литовский МИД почувствовал, куда дуют ветры истории: министр иностранных дел Линас Линкявичюс призвал соотечественников прекратить чествование Норейки. Интересно понаблюдать, как на его слова отреагируют в других государственных ведомствах. Если вообще отреагируют.
В целом, в Литве эту проблему предпочитают тактично обходить стороной. Очевидно, в День памяти жертв геноцида евреев мемориальная табличка Йонасу Норейке — человеку, которого уличила в страшных преступлениях его собственная внучка — по-прежнему будет «украшать» здание библиотеки имени Врублевских. Желающим усомниться в героизме подобных ему персонажей власти всегда готовы устроить публичную порку. Озабоченность еврейской общины остается без внимания.
Так какую памятную дату Литва отмечает 23 сентября?