Уже стало традицией, что американские президенты в своих выступлениях назначают главных «злодеев» планеты. Так, Рональд Рейган назвал СССР «империей зла». Джордж Буш — младший определил «ось зла» из трех государств: Ирана, Ирака и КНДР. Барак Обама назвал главными угрозами миру ИГИЛ, Россию и вирус Эбола. Не отстал от предшественников и Дональд Трамп: 45‑й президент США, выступая на Генассамблее ООН, скопировал «ось зла» Буша, поменяв Ирак на Венесуэлу. Хозяева Белого дома, персонифицируя «зло», полагают, что их взгляды должен разделять весь мир. Слава богу, это не так. Но к заявлениям американцев надо относиться вполне серьезно.
Через несколько лет после заявления Рейгана рухнул Советский Союз. Через год после того, как Буш-младший записал Ирак в «ось зла», туда вторглись армии Запада. Практика показывает: после американских побед над «злом» страдают миллионы людей. Так, после распада СССР война началась в Закавказье, в Приднестровье и Чечне, а через четверть века — на Украине; отголоски такого события, как раскол империи, могут давать о себе знать и через сотню лет.
После свержения Саддама Хусейна в Ираке эта страна погрузилась в пучину нестабильности, потянув за собой Ближний Восток. Поэтому, как бы пафосно и театрально ни звучала речь Трампа на Генассамблее ООН, на нее нужно обратить самое пристальное внимание.
Самая вероятная жертва — Венесуэла
Представим на минуту, что Владимир Путин с трибуны какой-нибудь международной организации заявил: «Россия ввела санкции против режима Порошенко и будет оказывать давление на него, пока Украина не сменит курс. Из-за Порошенко Украина находится на грани полного распада. Этот режим воюет с собственным народом и узурпировал власть. Украина находится возле наших границ, и мы не можем оставаться в стороне». Вообразим, какой поднялся бы «лай» во всех «демократических» СМИ: диктатор Путин не признаёт суверенитет Украины, Россия лезет в ее внутренние дела. Украина в опасности. С каким бы осуждением выступили в едином порыве западные лидеры. Наверное, против РФ бы ввели новые санкции.
Трамп высказался так о Венесуэле. Но все молчат. Будто Венесуэла не член ООН, будто Мадура не является законно избранным президентом республики.
Трамп в своей речи сделал несколько высокопарных заявлений о том, что США никому не навязывают свой образ жизни, однако тут же раскритиковал социализм. Назвал его «опустошающей и устаревшей» идеологией. Заявил, что все страны, которые проповедуют социализм, приходят к краху.
Наверное, Трамп бы удивился, узнав, какую роль социалистические идеи играют в государственном устройстве Швеции — государства с одним из самых высоких уровней жизни в Европе. Хотя чего можно хотеть от президента страны, в которой работники Государственного департамента путают Австралию с Австрией?
С другой стороны, Трамп вернулся к «истокам»: антикоммунистическая и антисоциалистическая риторика была присуща всем президентам США, начиная с Трумэна.
Из тройки причисленных Дональдом Трампом к «оси зла» именно Венесуэла выглядит наиболее вероятной будущей жертвой США. Почему?
Во-первых, она находится в Латинской Америке, где Вашингтон чувствовал себя единоличным хозяином даже во времена холодной войны.
В 1983 году войска США вторглись в Гренаду и свергли законно избранное правительство этой республики. Шесть лет спустя армия Соединенных Штатов вошла в Панаму. Президент этой страны Мануэль Норьега был арестован и вывезен на территорию США. Там он предстал перед судом.
Все эти интервенции американцы проводили без всякого согласия Совбеза ООН. Обоснованием же служили слова о защите национальных интересов и демократии. Дежурные фразы, за которыми скрывалась истинная сущность происходящего — оккупация.
А перевороты, которые устраивали американские спецслужбы по всей Южной Америке? Хрестоматийный пример — Чили, свержение Сальвадора Альенде.
Во-вторых, в 2002 году, когда Джордж Буш произнес речь об «оси зла», самой слабой страной из всех им перечисленных был Ирак. Через год в него уже вторглись США с союзниками.
Из Ирана, КНДР и Венесуэлы последняя является наиболее слабой: у Венесуэлы нет ни ракетного, ни ядерного оружия, она находится далеко от могущественных государств, которые могут ей помочь.
В стране тяжелейшая социальная ситуация и политический кризис.
В-третьих, в Венесуэле есть нефть.
Так что военная операция против Венесуэльской Республики себя потом окупит.
Но зачем Трампу вторгаться в Венесуэлу?
У нынешнего американского президента много недоброжелателей, и ему нужно продемонстрировать, что он сильный лидер, умеющий радикально решать проблемы.
А что для этого может быть лучше, чем «маленькая победоносная война»?
Ничего.
Особенно если подать всё под нужным «соусом»…
У Трампа плохие отношения с «ястребами» в Конгрессе, и, конечно, свержение социалиста Мадуры им понравится. В выигрыше от возвращения венесуэльской нефти на рынок США останется американский бизнес. И, наконец, Каракас заявил о том, что будет продавать свое «черное золото» за юани, а не за доллары. Само по себе, конечно, для американской валюты это не страшно, но если подобные тенденции начнут набирать силу, то доллар может начать обесцениваться.
КНДР и Иран
Что до Северной Кореи и Исламской Республики Иран, то их воплощением «мирового зла» еще 15 лет назад объявил президент Буш. Объявил — и ничего… Страны эти до сих пор существуют.
КНДР находится на границе с Китаем и Россией, двумя самыми сильными после США государствами в мире. И этим государствам явно не понравится, если возле их границ начнется ядерный апокалипсис. По-другому северокорейскую проблему не решить: у Пхеньяна есть ракетно-ядерное оружие. Даже водородная бомба вроде как имеется.
Также неизвестно, является ли ракетно-ядерное перевооружение Кореи самостоятельным шагом Ким Чен Ына или оно согласовано с Пекином.
Не исключено, что это часть большой геополитической игры Поднебесной: когда кризис на Корейском полуострове достигнет апогея, Китай решит проблему, разумеется получив при этом большие политические, а также экономические преференции.
Также нужно учитывать, что, если США и сотрет КНДР с лица земли, но при этом северные корейцы успеют нанести ядерные удары по своему южному соседу, Японии, а может и достать территорию США, Трампу это популярности не прибавит.
Иран является «костью в глотке» Вашингтона с 1979 года. Республика настроена антиамерикански, антиизраильски, Тегеран поддерживает шиитские группы по всему миру, что не нравится Саудовской Аравии, союзнику США. И, думается, если бы у Штатов была возможность решить иранскую проблему военным путем, они бы давно это сделали. Кстати, в 2003 году после свержения Саддама Хусейна в Ираке ходили упорные слухи, что скоро западная коалиция вторгнется в Иран. Этого не произошло.
Видимо американцы решили, что «легкой прогулки», как в Ираке, не получится, а придется воевать серьезно. А это значит большие потери личного состава — то, чего в США боятся со времен Вьетнама. Кроме того, на примере Ирака и Афганистана Запад стал понимать, что не может контролировать мусульманские страны.
Так что вторжение в Иран отменяется.
Жесткие заявления Трампа в адрес Ирана и КНДР озвучены в большей степени ради пиара, а вот Венесуэла вполне может стать «жертвенным агнцем» на алтаре «императора Дональда».