В силу особого геополитического положения Калининградской области временами в западных СМИ поднимается вопрос о территориальной принадлежности региона, о сепаратистских настроениях в нём. Родиной таких инфовбросов зачастую является Литва. Так, именно депутат литовского Сейма Линас Бальсис в прошлом году ошеломил всех заявлением о том, что регион был передан СССР лишь сроком на 50 лет. Статья свежего номера газеты «Клайпеда» воспроизводит мысль Бальсиса о «незаконности» пребывания Калининграда в составе России. Кто и зачем хочет пересмотреть статус российского эксклава, аналитический портал RuBaltic.Ru обсудил с журналистом, историком Арменом ГАСПАРЯНОМ:
— Г‑н Гаспарян, недавно в газете «Клайпеда» было сделано утверждение, что на Потсдамской конференции Калининградская область была передана СССР на 50 лет. Почему время от времени встает вопрос о принадлежности Калининградской области?
— На Потсдамской конференции такой вопрос в принципе не обсуждался по причине того, что границы Советского Союза были вообще незыблемыми. На этой конференции обсуждались принципиально иные вопросы. То, что Соединенные Штаты Америки не признавали вступление стран Прибалтики в СССР и штриховали их на карте соответствующим образом, никоим образом не соотносится ни с Потсдамской конференцией, ни с позицией Советского Союза в принципе. Послевоенные границы не входили в условия конфронтации союзников. Тем более мы же не говорим, что Польша получила часть Восточной Пруссии на 50 лет. С чего они взяли, что вопрос нынешнего Калининграда там обсуждался? Учитывая, что пишут в интернете и в различных средствах массовой информации неграмотные люди, им для начала стоит прочитать материалы той же самой Потсдамской конференции, а потом делать заявления.
— Такие тезисы высказываются не только представителями средств массовой информации. К примеру, в начале прошлого года депутат Сейма Литвы Линас Бальсис сделал заявление подобного толка.
— Депутаты парламентов Латвии, Эстонии и Литвы всякий раз высказывают разные точки зрения. Мы же с вами не лечащие врачи-психиатры и не практикующие доктора, чтобы комментировать их психофизическое состояние. Подавляющее большинство этих людей с точки зрения истории являются малограмотными. Мы же не будем комментировать каждую надпись на заборе. Здесь ровно из той же серии. Мало ли что сказал какой-то депутат. Он кто? Светило истории? Главный специалист в мире по решениям Потсдамской конференции? Ключевой автор основных работ по послевоенному мироустройству? Понимаете, я завтра могу сказать, что Ковно и Вильно принадлежат Беларуси. Из этого будет следовать, что это мое частное мнение, а вовсе не то, что это неким образом соответствует решениям Потсдамской конференции. Парламентариям этих трех прибалтийских стран пора бы уже давно изучить матчасть, а потом только открывать свои рты.
— Учитывая, что на сегодняшний день вопрос о статусе Калининградской области на Западе поднимают в основном политики маргинального толка, возможно ли в будущем, что подобные заявления будут высказываться представителями политического мейнстрима?
— Я вообще впервые слышу, что вопрос Калининграда обсуждается кем-то, даже политиками самого маргинального толка. Это вопрос уже очень давно закрыт. Границы России незыблемы, и это понимают все, в том числе самые невменяемые люди. А то, что кто-то в интернете написал, что он с чем-то не согласен, — так это его позиция, с которой он может носиться еще следующие лет сто. Этого вопроса как такового нет в повестке дня.
Если кто-то хочет внести вопрос послевоенного мироустройства, то я думаю, что этому человеку предстоит очень долгий извилистый путь. Цена пути — как минимум правовое регулирование этого вопроса.
Если литовские или латвийские политики пытаются через каких-то маргиналов прокачать эту тему, то они пускай прочитают устав Организации Объединенных Наций. В конце концов, если всех этих людей очень плохо учили в школе и у них была двойка по истории, то ничто не мешает этим самым парламентариям хотя бы на исходе своего жизненного цикла всё-таки надорвать сознание и хоть что-нибудь прочитать по теме, с которой они выступают.
— При въезде с территории Литвы в Калининградскую область можно наблюдать, что Калининград обозначен на литовских опознавательных знаках как Караляучус. Как можно объяснить подобные действия?
— Это очередная невменяемость Литвы, которая вместо того, чтобы заниматься подобными инсинуациями и очень глупыми провокациями, должна задуматься о том, что ее любимый город Вильнюс обозначен на новых заграничных паспортах Польши как часть польской территории. Вот об этом надо думать литовским властям! А то, как они кого-то называют, — это их личная история.
Просто потом, когда что-нибудь ближе к 2020 году произойдет в мировой политике, не надо падать на колени и нестись в сторону России с воплями, что если не вы, то нам крышка.
Пусть будут последовательными.
— В силу географической специфики Калининградская область становится в определенной мере заложником отношений между Россией и Литвой. Чем это чревато для региона и какие ответы на этот счет есть у России?
— Ничем это не чревато, и никаким заложником Калининградская область не становится. То, что литовские власти хотят заняться ревизией мировой истории, мы знаем. То, что все эти люди мечтают каким-то образом реализовать свои собственные государственные, исторические и психологические «подвиги», мы понимаем прекрасно. Но к мировой политике, к политике глобальной это не имеет никакого отношения. Право слово, не нужно обращать внимание на каждого алкоголика, который возле вашего универмага «стреляет» на бутылку. Ровно тем же самым занимается сегодня литовское руководство со всеми вытекающими последствиями.
— Но возможна ли такая ситуация, когда Литва «случайным» образом усложнит транзит товаров, энергоресурсов в российский эксклав на Балтике?
— Если Литва рискнет этим заниматься, то это будет обозначать крах их государственности. Это государство и так дышит на ладан, а с 2020 года прекратится дополнительное субсидирование этой удивительной страны Европейского союза. Поэтому им об этом необходимо думать, а не о Калининградской области и русских геополитических границах.
— Руководитель Совета по делам Малой Литвы Витаутас-Повилас Шилас в этом месяце отметил несправедливость того, что после Второй мировой войны земли так называемой Малой Литвы — а это восток Калининградской области — не передали самой Литве. На кого в первую очередь направлены подобные заявления? На внутреннего потребителя в лице националистически настроенных литовцев или на внешнего?
— Такие заявления рассчитаны на невменяемых дебилов, подобных этому руководителю. Если он искренне считает, что Литва была победителем во Второй мировой войне, то ему нужно подаваться на Нобелевскую премию за выдающиеся исторические достижения. Это всё рассчитано на внутренних пользователей, на таких же олигофренов, которые сидят сегодня в литовском парламенте. По-другому об этом сказать нельзя.
— После президентских выборов, которые пройдут уже через год в Литве, можно ли ожидать улучшений во взаимоотношениях между Россией и Литвой?
— Не думаю. Вероятнее всего, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То есть пока Европейский союз не прекратит субсидирование, Литва будет продолжать свою русофобию. Когда их прижмет к стенке — только тогда там последуют какие-то серьезные, фундаментальные изменения. А до того момента они будут эксплуатировать свою собственную русофобию.
— Как тогда может прекратиться русофобия среди определенной части простого населения Литвы, если оно все эти годы в той или иной мере впитывало эту политику?
— На данный момент никак, потому что, к огромному сожалению, русофобия является государствообразующей идеологией. Для того чтобы это прекратилось, странам Балтии нужно конструировать свою собственную идеологическую составляющую. Пока европейцы всё это субсидируют, таких попыток не будет. Когда Европейский союз перестанет их дополнительно финансировать, тогда постепенно возможно переосмысление своей собственной жизненной дороги, существующей на протяжении последних тридцати лет.