Даже спустя 15 лет после авиационной катастрофы под Смоленском, в которой погибли президент Польши Лех Качиньский, ряд других известных польских политиков и почти все высшее военное командование государства, Варшава не оставляет попыток возложить ответственность за произошедшее на Россию. Впрочем, в последнее время эта трагедия все чаще фигурирует и в разборках между польскими чиновниками. Судя по всему, многие из них уверены, что нашли отличный инструмент не только для продолжения давления на Россию, но и для борьбы со своими оппонентами внутри страны.
В том, что русских назначат виновными в падении Ту-154М польских ВВС 10 апреля 2019 года еще до оглашения результатов расследования, мало кто сомневался как в РФ, так и в Польше. Поэтому выводы Межгосударственного авиационного комитета СНГ, согласно которым непосредственной причиной катастрофы стало принятое (вероятно, под давлением находившегося рядом большого начальства) решение экипажа авиалайнера, несмотря на отвратительные метеоусловия, садиться во что бы то ни стало, а не уходить на запасной аэродром, как советовали российские диспетчеры, Варшава фактически проигнорировала. Тем более что Комиссия по расследованию авиационных происшествий государственной авиации МВД Польши (КРАПГА) хотя и признала ошибки польского экипажа, но в своем отчете отметила и передачу руководителем зоны посадки якобы неверной информации.
Русофобская машина продолжала работать на полную мощь: в начале марта 2016 года с подачи партии «Право и справедливость», бывшей тогда правящей, во главе с братом погибшего Леха Качиньского — Ярослава — была сформирована подкомиссия с целью заново выяснить причины Смоленской катастрофы. Руководство новообразованным органом взял на себя министр обороны Антоний Мачеревич. После долгой имитации бурной деятельности он три года спустя сообщил, что на обломках упавшего Ту-154 эксперты (разумеется, просто по стечению обстоятельств близкие к Минобороны Великобритании) обнаружили частицы взрывчатки. А значит, падение самолета произошло из-за взрывов на борту.
Кто заложил бомбы? Конечно, сотрудники российских спецслужб, под контролем которых проводился ремонт лайнера! Все сходится, выводы комиссии КРАПГА следует признать недействительными. Польский Сейм, где тон продолжали задавать представители Права и справедливости, такой вердикт вполне устраивал, и ответственность за катастрофу депутаты целиком и полностью возложили на Россию.
Однако время идет, все меняется. В результате парламентских выборов 2023 года польских правых отодвинули от власти. Можно ли считать последовавшее решение нового руководства Минобороны страны сведением счетов или же там руководствовались иными соображениями, но в декабре подкомиссию Мачеревича закрыли. А через месяц инициировали всеобъемлющую проверку ее деятельности. Результаты оказались для преждевременно расслабившихся «комиссионеров» воистину обескураживающими.
Проверяющие подсчитали, что семь лет работы упомянутой подкомиссии обошлись госбюджету в 47 миллионов злотых (20,3 миллиона долларов США).
Причем больше половины этих денег ушло на следственный эксперимент с запасным Ту-154М, а еще миллион в польской валюте израсходовали на личную охрану председателя Мачеревича. Которому, как оказалось, подобная услуга вообще по закону не положена. Общий же вывод был однозначным: единственным обязательным документом, определяющим ход и причины Смоленской катастрофы, следует считать отчет Комиссии государственной авиации МВД Польши.
Казалось бы, здравый смысл восторжествовал, сторонники теории заговора посрамлены. Но тот, кто так считает, просто недооценивает степень русофобии нынешних польских элит.
На днях Национальная прокуратура Польши сообщила, что намерена объявить в международный розыск сразу 43 российских судмедэкспертов, которые участвовали в исследовании останков жертв Смоленской катастрофы. Как многозначительно намекнули в ведомстве, обнаружились «серьезные нарушения» в более чем 60 протоколах о вскрытии тел. Председатель следственной группы Кшиштоф Шварц, занимающейся расследованием трагедии 15-летней давности, подтвердил, что готовится ходатайство об аресте россиян.
«Нам необходимо предпринять все шаги, чтобы выдвинуть обвинения и получить объяснения. Мы считаем, что российская сторона должна представить свою версию причин таких нарушений».
То есть Польша на самом деле вовсе не намерена отказываться от такой удобной «дубинки», как падение президентского лайнера на территории России. Просто теперь вместо смоленских диспетчеров будут ею давить на российских судмедэкспертов.
Ничего общего с установлением истины (которая на самом деле давным-давно всем известна) эти пляски на костях не имеют.
Зато, по мнению польских политиков, как нельзя лучше способствуют получению политических дивидендов. Заодно можно продолжать раздувать среди населения антироссийскую истерию — эта практика неизменно востребована, какая бы партия ни была правящей и какой бы президент ни сидел во дворце Бельведер.
Конечно, стремление с помощью столь неприглядных способов построить собственную карьеру во власти, по сути, ставит крест на малейшей возможности улучшения польско-российских отношений. Но следует признать, что как раз в этом Варшава пока совершенно не заинтересована.