На фоне рекордно низкого рейтинга партий, входящих в эстонское правительство, страну могут ожидать внеочередные парламентские выборы. Кая Каллас, лидер одной из правящих политических сил в стране, тоже не пользуется широкой поддержкой на своем посту главы европейской дипломатии.
Опросы общественного мнения, судя по последним полученным данным, отражают снижение уровня поддержки эстонским населением правящей коалиции, состоящей из Партии реформ (лидер — Кая Каллас) и партии Эстония 200 (Лаури Хуссар). Исследование было проведено службой Norstat. Оно выявило, что лишь 16,1% граждан поддерживают Партию реформ и всего 2,6% выражают поддержку Эстонии 200. Также 10,1% населения готовы поддержать эстонских социал-демократов, у которых до недавнего времени также имелись должности в Кабмине.
В оппозиции правительству находятся около 74 процентов населения Эстонии, в то время как реформисты и Esti 200 суммарно набирают лишь18,7%.
И это довольно заметно контрастирует с распределением мест в парламенте, где партиям Каллас и Хуссара досталось 52 мандата из 101.
Еще в феврале эстонцы в основном критически отзывались о работе правительства. Тогдашнее исследование выявило, что 27% респондентов считают, что кабинет министров работает хорошо или скорее хорошо, тогда как 68% оценили его работу негативно. Оставшиеся с ответом не определились. 56% при этом не поддерживали деятельность премьер-министра Кристена Михала (Партия реформ).
Иначе и быть не могло – правящий класс в Эстонии с начала 2022 года не желает «сменить пластинку» в отношении Украины. Безусловная поддержка киевского режима вкупе с русофобией, положенной в основу внешней политики – визитная карточка нынешних прибалтийских элит.
А тренды, тем временем, сменились. С приходом Трампа к власти в США стал слышен голос критиков политики огульной поддержки Украины, но власти стран Балтии твердо стоят на своем.
На фоне электоральных проблем, которые испытывает правящая партия, критике подвергается и ее лидер, занимающая ныне пост главы европейской дипломатии, Кая Каллас. Её «ястребиный» настрой становится объектом обсуждения и непонимания в европейских СМИ.
Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет весьма обидные для Каллас вещи, например, о том, как ее сомнительные инициативы компрометируют роль ЕС как централизующего института. Или как резкие выпады в адрес Трампа лишили ее возможности влиять на переговорный процесс между РФ и США.
Флагманский дипломатический проект Каллас – собрать для киевского режима оружия на 40 миллиардов долларов с европейских стран. Но ранее министр иностранных дел и вице-премьер Италии Антонио Таяни заявил, что этот план вызывает много вопросов. Ответ Испании, у которой, как и у Италии, имеются трудности с наполнением бюджета, тоже не отличился воодушевлением и безоговорочной готовностью делить тяготы «защиты украинской демократии».
Обстановку в Евросоюзе отражают собой, как в микрокосмосе, эстонские партии. Не далее, чем 10 марта коалиция реформистов и Эстонии 200 с соцдемами распалась из-за внутренних противоречий. Главным маркером стала недавняя резкая критика премьер-министра Кристена Михала в адрес министра по делам регионов и сельского хозяйства Пирет Хартман. Одним из наиболее острых эпизодов стало противостояние по поводу субсидирования морских ветряных электростанций. Партия реформ обвиняет социал-демократов в блокировании нейтрального аукциона, который планировался Министерством климата, и навязывании альтернативного подхода. Так и получается – как в ЕС, так и в самой Эстонии нет единодушия по ключевым вопросам повестки.
Впрочем, и тут есть нюанс. Если в ЕС предлагаемые Каллас проекты находятся на стыке внешней и внутренней политики (поскольку предполагают то или иное сокращение финансирования социальных программ), то в Эстонии ситуация иная. Там политсилы едины в своем стремлении выслужиться перед брюссельскими функционерами, доказывая антироссийскими действиями и заявлениями свою «профпригодность».
Русофобией и определяется политический курс страны, формирующий и экономические реалии. Как Эстония может отмежеваться от России? Вариантов, как думают эстонские чиновники, много. Например – отключиться от БРЭЛЛ и обречь своих же граждан на рост платы за электроэнергию. Можно еще усилить давление на православную церковь, дискредитируя епископа, а на положение верующих в стране закрыть глаза. И все это оправдать «русской угрозой», заставить население поверить в существование злостных «нарративов российской пропаганды», а после – оправдать этим все нарастающую милитаризацию.
Вот и министр обороны страны Ханно Певкурс (реформист) объявил, что траты 5% ВВП на оборону – норма жизни для страны еще надолго, а в ближайшее время эта цифра вырастет.
Не звучит в стенах эстонского парламента голос здравого смысла, призвавший бы одуматься и сменить курс на более миролюбивый, развернуться в сторону добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. А значит – гражданам остается лишь затянуть потуже пояса и готовиться кормить европейскую военную машину, которую тщетно с 2022 года пытаются запустить евробюрократы.