Упорно настаивать на своем, совершенно игнорируя реалии, — именно так можно охарактеризовать курс, которого Латвия, Литва и Эстония предпочитают придерживаться в отношениях с Беларусью. Подобное нежелание поступаться откровенно сомнительными принципами в итоге больно бьет по самим Прибалтийским республикам. Однако надежды на то, что в Риге, Вильнюсе или Таллине вдруг образумятся, пока нет.
Результаты состоявшихся 26 января выборов президента Республики Беларусь не только предсказуемо вызвали осуждение у коллективного Запада, но и, что гораздо хуже для него, продемонстрировали полную никчемность беглой «белорусской оппозиции». Самым наглядным доказательством этого можно считать организованный в день голосования ее митинг в Вильнюсе. Пока действующий президент РБ Александр Лукашенко набирал рекордные 86,82% голосов избирателей, на площади Винцаса Кудирки собрался от силы десяток протестующих, фантазии которых хватило лишь на то, чтобы вяло трясти плакатами с лозунгами и пропустить через шредер портреты ненавистного им кандидата. Эффект от акции в итоге получился, мягко говоря, небольшим. Впрочем, точно такие же результаты «белорусская оппозиция» демонстрирует с завидным постоянством.
А ведь после массового бегства «оппозиционеров» из Беларуси летом-осенью 2020 года надежды на то, что из политических эмигрантов удастся организовать действительно серьезную силу, у западных покровителей были большие. Потому и деньги текли рекой: по оценке главы Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина, одни только США направили на организацию антиправительственных выступлений в Минске и других городах страны около 20 миллионов долларов. А Евросоюз в самый разгар организованных извне протестов срочно увеличил финансовую помощь их участникам, пообещав предоставить 53 миллиона евро.
Когда же стало понятно, что попытка мгновенного свержения действующей власти провалилась, глобалисты решили играть в долгую, переложив часть затрат на плечи самых исполнительных партнеров. Польша выделила на программу «солидарности с Беларусью» почти 13 миллионов долларов, Латвия нашла для «оказания помощи альтернативным СМИ и политическим беженцам» 150 тысяч евро. Эстония раскошелилась на 450 тысяч крон ради организованного в Вильнюсе Европейского гуманитарного университета по обучению белорусских студентов-диссидентов.
Литва здесь вообще решила играть главную роль, приняв у себя Светлану Тихановскую, выбранную лицом «белорусской оппозиции» в изгнании.
Содержание несостоявшегося президента и ее Офиса оказалось для литовского бюджета довольно обременительным. Речь идет о сотнях тысяч евро в год, что для небольшой и небогатой республики довольно много. И если бы не щедрые вливания со стороны более состоятельных спонсоров, то Литва просто разорилась бы.
Впрочем, комфортно себя чувствовать представителям «белорусской оппозиции» довелось недолго — с началом специальной военной операции России на Украине приоритеты западной поддержки сместились в сторону киевского режима. Пытаясь доказать свою полезность, «Офис Тихановской» начал заигрывать с откровенными нацистами вроде «полка Калиновского». Но даже эти боевики посчитали Тихановскую и ее команду бесперспективными неудачниками, с которыми нет смысла иметь дело.
Осознав факт полного провала «белорусской оппозиции», страны Балтии вместо пересмотра своей неудачной политики начали делать еще менее логичные шаги. Так, эстонский Рийгикогу, латвийский Сейм и ряд высокопоставленных литовских политиков заявили о непризнании результатов выборов в Беларуси еще до их начала.
То, что при этом мнение самих белорусов странам Запада безразлично, демонстрирует и разработанный ими план под кодовым названием «Перамога 2.0». Никаких выборов и прочих демократических процедур он уже не предусматривает — только прямое военное вторжение с последующим развязыванием партизанской войны и террористическими атаками на стратегические объекты, в том числе и на Белорусскую АЭС.
Понятно, что в этом случае ничего, кроме неприятностей (причем, вполне возможно, фатального характера) интервенты не получат. Впрочем, те же страны Балтии и без всякой войны уже несут катастрофические потери.
В результате разрыва экономических связей с Беларусью и введенных в отношении Минска санкций только прямые убытки литовской экономики эксперты оценивают не менее чем в 1 миллиард долларов ежегодно.
Ранее вполне неплохо чувствовавшие себя благодаря белорусскому и российскому транзиту железные дороги и порты Латвии, Литвы и Эстонии сегодня испытывают серьезные проблемы, лишь усугубляя охвативший все три республики жестокий социально-экономический кризис. Нет сомнений в том, что повышение издержек для национального бизнеса и деградация инфраструктуры во всех трех Прибалтийских странах будут продолжаться. Тем более что к этому прикладывают руку и сами действующие власти: например, Литва только что объявила о намерении демонтировать все линии ЛЭП, связывающие ее с Беларусью и Россией еще со времен нахождения в единой энергосистеме БРЭЛЛ.
Выиграют ли от всего этого рядовые литовцы? В республике уже анонсируют неминуемое повышение тарифов на электричество, попутно отмечая, что на местных АЗС перестали заправляться международные автоперевозчики по причине взлетевших цен на топливо. Между тем собственному населению, стремящемуся в Беларусь за дешевыми товарами, чинят всяческие препятствия, закрывая контрольно-пропускные пункты на границе и жестко лимитируя транспортный трафик.
А поскольку менять внешнеполитический курс ни в Риге, ни в Вильнюсе, ни в Таллине не собираются, ситуация в Прибалтике будет только ухудшаться.