Поиск новых форматов международных спортивных соревнований приобретает особое значение для России и Беларуси. В 2024 году российские и белорусские спортсмены не смогли принять участия в Олимпийских играх в Париже. Им позволили участвовать в состязаниях только в индивидуальном порядке под нейтральными флагами. Но даже этим «нейтральным» спортсменам мэр Парижа Анн Идальго пригрозила публичной обструкцией и заявила, что им «не будут рады».
Олимпийские игры, долгое время остававшиеся главным форматом международных спортивных соревнований, стремительно себя дискредитируют. Даже во времена холодной войны, несмотря на глобальное противостояние, спортсмены из противоборствующих блоков могли встречаться на спортивных аренах. С распадом Советского Союза все основные международные спортивные институты попали под контроль Запада, который начал использовать большой спорт как инструмент продвижения своей политической и идеологической повестки. Это выражается в давлении на спортсменов из политически неудобных стран: они отстраняются от соревнований, исключаются из международных федераций и вынуждены выступать под нейтральными флагами.
Большой спорт используется не только для наказания неугодных стран, но и для навязывания своей идеологической повестки.
Наглядный пример продемонстрировала парижская Олимпиада, на которой олимпийский факел понес трансвестит Минима Гесте, и в целом церемония открытия Олимпийских игр скорее напоминала парад сексуальных и прочих меньшинств, вызвав негативные оценки по всему миру.
Участие трансгендерных спортсменов в соревнованиях размывает принципы справедливого судейства и адекватные критерии оценки спортивных достижений. Игнорирование объективных физиологических и биологических показателей в пользу «гендерной идентичности» привело к тому, что в женских соревнованиях участвуют биологические мужчины, превращая их в фарс.
Если предыдущие Олимпиады сопровождались допинговыми скандалами, то теперь к ним добавились гендерные. О том, что большой спорт превращается в шоу-индустрию, говорили давно. Но теперь это еще и фрик-шоу.
Поиск новых форматов международных соревнований, которые не будут подвержены политическому давлению и навязыванию чуждых большинству стран ценностей, — закономерная попытка уйти от этого влияния.
Одним из альтернативных форматов стали игры БРИКС. Это международное объединение продвигает более справедливую модель мироустройства, основанную на равноправии всех участников, и игры БРИКС в полной мере отражают этот принцип. Они открыты для участников из всех стран мира и не ставят им каких-либо ограничений.
Этот формат зародился в 2017–2018 годах и с тех пор стал регулярным. Игры БРИКС постепенно превращаются в полноценную международную спортивную площадку, способную составить конкуренцию Олимпийским играм. Россия и Беларусь заинтересованы в развитии таких форматов, поскольку они стали жертвами политически мотивированного исключения из международного спорта.
В 2022 году Россия и Беларусь провели около 500 совместных мероприятий с участием тысяч спортсменов. В 2023 году число таких мероприятий возросло до 800. Важным событием стали II Игры стран СНГ, которые проходили в Беларуси и привлекли участников из 13 стран.
2024 год начался с «Игр будущего» — нового формата соревнований по киберспорту, который имеет большой потенциал. Союзное государство продолжает поддерживать и развивать спорт, налаживая учебно-тренировочный процесс и сотрудничество спортивных организаций двух стран. Очевидно, эта тенденция будет продолжаться и в 2025 году.
Запад внимательно следит за развитием новых форматов и пытается вставлять им палки в колеса. Проведение «Игр будущего» сопровождалось информационной кампанией по дискредитации, аналогичным нападкам подвергаются и Игры БРИКС.
Большой спорт остается ареной большой политики, и впереди нас ждет еще немало баталий.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН