Майя Санду в 2024 году сумела удержать президентское кресло, несмотря на острейшую политическую борьбу, которая сопровождалась многочисленными махинациями и давлением на оппонентов. Результаты голосования продемонстрировали слабую поддержку главы государства внутри страны: значительная часть граждан Молдовы не одобряет выбранный ею курс, что лишь усиливает разногласия в обществе.
Впереди теперь основная политическая схватка, которая определит будущее республики. В середине 2025 года страна вступит в фазу выборов в парламент, которые определят вектор ее развития, ведь в Молдове глава государства получает реальное влияние только при условии контроля его политсилы над законодательным органом. Это подтверждают примеры Владимира Воронина и Майи Санду, которые, располагая монобольшинством в парламенте, могли активно реализовывать свои программы, тогда как их предшественники Николай Тимофти и Игорь Додон такого ресурса не имели, что серьезно ограничивало их возможности.
Политическая система страны, построенная на харизматичных лидерах, предполагает, что избиратель голосует скорее за личность главы политсилы, нежели за партийные идеи или программы. Это делает борьбу в Молдове высоко персонализированной, но в то же время создает серьезные проблемы с устойчивостью и глубиной партийных структур. Политсилы, как правило, не возникают «снизу», а формируются вокруг конкретного лидера, который организует команду, задает стратегию и выстраивает партийные ячейки. Обычный избиратель зачастую мало знаком с составом партийного списка, голосуя за узнаваемое имя на биллборде. Это лишь усиливает разрыв между реальным политическим процессом и восприятием его гражданами. Парламентские выборы 2025 года не станут исключением из этого правила, что делает президентскую кампанию своего рода генеральной репетицией перед главной битвой за парламент.
Текущая ситуация позволяет предположить три возможных сценария проведения грядущих выборов. Первый – досрочная избирательная кампания. Изначально такая идея рассматривалась политтехнологами правящей партии, которые строили стратегию на оптимистичных предположениях. В случае убедительной победы Санду в первом туре президентских выборов и успешного референдума, преодолевшего барьер в 60% голосов за поправки в конституцию, кабинет министров мог бы уйти в отставку. Три провала голосования за нового премьера привели бы к роспуску парламента и досрочным выборам весной 2025 года.
Однако реализация этого сценария сейчас стала невозможной. Сложный энергетический кризис, начавшийся с сообщения о прекращении транзита российского «голубого топлива» через территорию Украины и 40-процентного роста тарифов на газ, лишают правящую партию шансов на победу в условиях столь резкого ухудшения социально-экономической ситуации.
Положение усугубляется тем, что Приднестровье останется без газа, а это в свою очередь приведет к росту цен на электроэнергию, которую страна закупала у контролируемой ПМР Молдавской ГРЭС.
На этом фоне правительство уже предупредило о вероятных веерных отключениях электричества, что грозит резким снижением уровня жизни.
Второй сценарий – проведение выборов в установленные сроки летом 2025 года. К этому времени часть граждан может забыть о тяжелой зиме и энергетических проблемах. Партия власти сможет сосредоточиться на поиске союзников, включая создание технических политсил, которые станут альтернативой для разочарованного электората. Уже сейчас обсуждаются имена бывших высокопоставленных чиновников, таких как Андрей Спыну и Виктор Парликов, как возможных лидеров новых проевропейских партий. Однако оба политических деятеля связаны с энергетическими кризисами прошлых лет, что делает их фигуры уязвимыми для критики. Этот сценарий позволяет правящей партии выиграть немного времени для политической реабилитации, но он все равно сопряжен с многочисленными рисками, включая отсутствие доверия со стороны граждан. Более того, PAS не сможет рассчитывать на большинство в парламенте, что вынудит ее вступать в сложные переговоры для формирования коалиции. Вероятно, для достижения успеха будут предприняты меры по созданию новых партий-спойлеров, которые смогут привлечь часть недовольного электората.
Третий сценарий – перенос выборов на осень 2025 года. Согласно конституции, выборы должны состояться в трехмесячный срок после истечения полномочий действующего парламента, то есть не позднее октября 2025 года.
Это наиболее вероятный вариант, который правящая партия может рассматривать как способ минимизировать политические издержки.
Осенние выборы дадут партии PAS время для консолидации союзников и ослабления позиций оппонентов. Возможны запреты отдельных оппозиционных партий или создание препятствий их участию в кампании. Кроме того, часть населения, вероятно, к тому времени забудет о резком росте тарифов и веерных отключениях электроэнергии, что смягчит общий негативный фон. За это время партия сможет не только укрепить свои позиции, но и ослабить влияние критиков. Важно отметить, что этот сценарий предоставляет дополнительные возможности для различных маневров, включая смену повестки и переформатирование политического ландшафта.
Во всех этих сценариях Санду и ее команда будут использовать весь доступный инструментарий для сохранения власти. Европейская поддержка дает им карт-бланш для политических маневров, что делает ситуацию еще более напряженной. Однако будущее страны зависит не только от политтехнологических стратегий, но и от сознательности граждан. Память народа о произошедшем и его способность противостоять манипуляциям остаются ключевыми факторами. История уже показала, что молдавское общество способно мобилизоваться и сказать твердое «нет» давлению. Сегодня главное – сохранить веру в себя, свою силу и довести начатое до конца.