В минувший четверг молдавский парламент удовлетворил просьбу премьер-министра Дорина Речана о введении в стране чрезвычайного положения в области энергетики. Подобная ситуация возникает в республике уже далеко не впервые, но нельзя не отметить, что эта мера предпринимается властями не в первый раз и при этом не ограничивается действием только в области энергетики. Так, два года назад, 16 декабря 2022 года, под предлогом чрезвычайного положения в экономике было приостановлено вещание 6 телеканалов, которые отражали оппозиционную повестку, а также выписаны 235 штрафов различным радио- и телеканалам на общую сумму 2,34 миллиона леев.
Отметим, что после отмены ЧП вещание этих телеканалов так и не было восстановлено, более того, лицензии были аннулированы, а частоты, на которых вещали эти медиаресурсы, переданы другим каналам, в том числе провластным и иностранным, точнее, румынским.
Обоснование подобным мерам попыталась дать глава Совета по телерадиовещанию Лилиана Вицу, выдав поразительную по логике формулировку с обвинением оппозиционных каналов в «пропаганде войны через молчание». В своей речи она признала, что с начала военных действий на Украине эти медиаресурсы перестали транслировать информационно-аналитические российские передачи и упоминать о происходящем в соседней стране.
Но таким образом, по ее мнению, они начали вести «пропаганду войны через молчание».
При этом Вицу, которая также является членом Комиссии по чрезвычайным ситуациям, попыталась переложить ответственность на СИБ и медиа-НПО. Якобы в основу решения легли и их заключения.
Действия молдавских властей были оспорены в судебных органах, однако проводимая в республике и широко рекламируемая Санду «реформа юстиции» заключается в том, что судьи проходят проверку специально созданного органа, который, по сути, занимается тем, что убирает из системы тех служителей Фемиды, которые готовы беспристрастно рассматривать дела, и оставляет тех, кто судит по «телефонному праву» нынешнего руководства. Поэтому неудивительно, что суды откровенно затягивают рассмотрение исков закрытых медиаресурсов.
«Все закрытые телеканалы обратились в суды с исками. Почему суды не выносят решения? Потому что если вы проигрываете эти дела в Молдове, вам открывается дорога в ЕСПЧ. А в ЕСПЧ вероятность выигрыша этих дел — 100%,» — заявил экс-министр юстиции Станислав Павловский, также представлявший Молдову в ЕСПЧ в качестве судьи.
Строительство демократического государства в Молдове идет по странному пути.
Понятия свободы слова и демократии сегодня используются для объяснения и обоснования действий, которые ассоциируются с тоталитарными режимами, но никак не с «европейскими ценностями» государства — кандидата на вступление в ЕС.
И, казалось бы, это должно привлечь внимание чиновников Евросоюза и заставить их задуматься о том, что за процессы происходят в Молдове и кто руководит «евроинтеграцией» в этой стране. Но, как показала практика, еврочиновники в ответ на происходящее в республике ограничиваются в лучшем случае формальными заявлениями. Посол ЕС в Молдове Мажейкс о приостановке деятельности шести телеканалов заявил только, что «решение было достаточно кратким и требует разъяснения и подробных аргументов».
Зато оставшиеся в эфире и кабельных сетях провластные телеканалы быстро заполнили медиапространство, освободившееся после закрытия неугодных ресурсов. К слову, на сегодняшний день таковых в Молдове насчитывается уже не 6, а 14. На протяжении всего времени ряд важных проблем, остро затрагивающих жизнь каждого жителя страны, совершенно не был освещен на телевидении. Так, темы управления юстицией через Telegram, сливы переписок высокопоставленных лиц, незаконный доступ к персональным данным офицерам СИБ и представителям НКО, выполняющим заказы западных фондов, остались без внимания государственного телевидения. Понятно, что все эти вопросы неудобны для правящей власти и компрометируют их правление, поэтому их и не пустили в эфир, чтобы замять скандалы.
Уже очевидно, что PAS хочет распространить элементы тотальной цензуры и на интернет.
Председателя парламента Молдовы и по совместительству главу правящей партии беспокоит, что закрытые молдавские телеканалы продолжают работать и публиковать свои материалы в социальных сетях и не только.
«Борьба будет продолжена. Теперь, как вы сказали, некоторые из них перешли в режим онлайн. Нам придется вмешаться и там», — сказал Игорь Гросу.
Совсем недавно официальный представитель российского МИД Мария Захарова обратила внимание на то, что в Молдове уже нет дискуссии по важным вопросам, так как все СМИ с альтернативной точкой зрения закрыты. Давление на журналистов в стране продолжается. Многие из них уже сомневаются, что могут продолжить свою профессиональную деятельность, и планируют покинуть Молдову.
Если PAS доберется и до интернета, то информационный купол в республике может стать полностью непроницаемым, а агрессивная антироссийская пропаганда станет еще сильнее. Точно такие же процессы начались в 2014 году на Украине. Там все СМИ, интернет-площадки буквально навязывали людям ненависть к России, ее руководству и гражданам. Сейчас в Молдове такая риторика исходит от президента, ее команды и различных националистов. Тенденция, которую обозначил Игорь Гросу, очень тревожная.
В продолжение процесса введения цензуры в стране парламент Молдовы утвердил структуру и программу нового Центра по борьбе с дезинформацией. Точнее, за это проголосовало большинство от PAS. Оппозиция же выступает против создания такого центра.
Тем более когда в нищей стране на его работу из бюджета выделили 20 миллионов леев.
Центр возглавила экс-глава МВД Анна Ревенко, которая была вынуждена уйти в отставку после стрельбы в аэропорту Кишинева. Задачей этой структуры объявлено «противодействие попыткам подорвать доверие к европейскому пути» и «поставить под вопрос сотрудничество с НАТО». Таким образом, подавляя любые оппозиционные мнения через провластные СМИ, молдаванам опять будут рассказывать о безальтернативности европейского пути и враждебности России.
В эти дни наступление на свободу слова в Молдове получило новый импульс после прошедших недавно в Румынии президентских выборов. Спикер парламента РМ Гросу заявил о необходимости ограничения работы соцсетей на фоне того, что лидером первого тура стал завоевавший популярность с помощью TikTok румынский политик Кэлин Джорджеску. «Все эти платформы, ставшие глобальными, теперь используются для вмешательства в демократические процессы и манипулирования. Мы будем вынуждены защищать свою страну. Я ничего не исключаю», — отметил молдавский политик. Ранее в стране уже запретили десятки СМИ, в том числе телеканалы, сайты и телеграм-каналы целого ряда деятелей оппозиции.
Поэтому сегодня как никогда реальна и высока вероятность блокировки доступа в TikTok в Молдове. Особенно если действующая власть увидит в этой социальной сети опасность перед парламентскими выборами, которые состоятся летом 2025 года. Председатель Совета по телевидению и радио (СТР) Лилиана Вицу заявила, что этот вопрос уже находится на стадии экспертного обсуждения. «TikTok — это приложение, созданное иностранным государством, и оно с самого начала было запрещено в этой стране. Это инструмент цифровой манипуляции, и он не имеет ничего общего со свободой выражения. Нельзя ставить знак равенства между телевидением, работающим по лицензии и под строгим регулированием, и приложением, явно предназначенным для манипуляций. TikTok — это инструмент внешнего вмешательства в демократические и избирательные процессы. Говорить о свободе выражения в контексте TikTok бессмысленно», — сказала Вицу. Она подчеркнула необходимость срочного внедрения Регламента о цифровых услугах в законодательство Молдовы.
Несомненно, наряду с TikTok будет запрещен и мессенджер Telegram, если это понадобится для победы PAS на предстоящих парламентских выборах. И подобные меры, предпринимаемые властью, будут продолжаться до тех пор, пока во главе Молдовы стоят люди, не обеспокоенные интересами страны и ее населения, а делающие все ради достижения целей своих западных партнеров.