Вмешательство латвийских, литовских и эстонских политиков во внутренние дела Грузии приняло уже совершенно неприличные формы. В Риге, Вильнюсе и Таллине не скрывают, что они намерены и дальше насаждать либеральные ценности на территории этого суверенного государства, в том числе поддерживая местную оппозицию. Главное, чтобы радикалы действовали в нужном глобалистам направлении.
Стабильное на протяжении уже многих лет внимание властей Латвии, Литвы и Эстонии к довольно далекой от них в географическом отношении Грузии вполне объяснимо. По мнению коллективного Запада, каждое государство на постсоветском пространстве должно быть антироссийски настроено, вести себя в отношении РФ максимально недружественно, откровенно пренебрегая собственными интересами в угоду глобалистским элитам. Сами Прибалтийские республики эту роль охотно приняли и выполняют безоговорочно.
Грузия тоже поначалу покорно следовала в антироссийском русле. Достаточно сказать, что с 2006 по 2008 год советником президента Саакашвили был ярый эстонский националист и русофоб Март Лаар (правда, после с треском проигранной грузинами войны 2008 года спешно покинувший эту должность). Можно также упомянуть о бульваре имени литовского президента Валдаса Адамкуса в грузинском городке Анаклия. Так бывшего сотрудника Центра армейской разведки в Чикаго отблагодарили за то, что он, как выразился Саакашвили, «вместе с другими балто-украинскими товарищами прикрывал своим телом Тбилиси от российских бомбежек».
Однако с течением времени в Грузии задумались и в итоге решили несколько скорректировать свой внешнеполитический курс, сделав его национально ориентированным. Что очень не понравилось как Брюсселю, так и Вашингтону.
Можно гадать, выполняют ли Рига, Вильнюс и Таллин конкретное поручение ЕС и США, или самостоятельно назначили себя кураторами Грузии. Но активно вмешиваться в грузинские дела они принялись тотчас после принятия парламентом этой страны закона «О прозрачности иностранного влияния», поставившего под угрозу деятельность местных многочисленных НКО, усиленно подпитываемых западными денежными грантами. В мае этого года латвийский, литовский и эстонский министры иностранных дел лично прибыли в Тбилиси для участия в митинге прозападной оппозиции. Особенно активным тогда был глава МИД Эстонии Маргус Цахкна, пообещавший собравшимся, что они всегда могут рассчитывать на зарубежных единомышленников.
«Без содействия Европы нашей стране я не стоял бы перед вами как министр иностранных дел свободной Эстонии», — заявил представитель государства, официально узаконившего институт неграждан с поражением в правах немалой части населения.
Не могли прибалты остаться в стороне и после заявления грузинского руководства о снятии с повестки дня до 2028 года переговоров о вступлении страны в Евросоюз. Сейм Литвы принял резолюцию с призывом к международному расследованию парламентских выборов в Грузии 26 октября и проведению новых. От государств — членов ЕС литовские парламентарии потребовали ограничить официальные контакты с грузинскими властными структурами, а также отказаться от финансовой помощи правительству Грузии, одновременно увеличив всемерную поддержку «гражданского общества» и оппозиционных СМИ. Вдобавок Вильнюс настоятельно советовал Брюсселю ввести персональные санкции в отношении грузинских чиновников и политических лидеров, ответственных за разгоны бесчинствующих демонстрантов.
Не ограничиваясь этим, Латвия, Литва и Эстония объявили о собственных рестрикциях в отношении лиц, причастных к подавлению противозаконных действий в виде, например, метания камней в полицию или обстрела правоохранителей петардами. Правда, в силу экономической слабости «прибалтийских тигров» декларируемые ограничения носят скорее символический характер. Например, все, что смог изобрести тот же Цахкна, это сделать невъездными в Эстонию 11 грузинских чиновников.
Аналогично «наказал» почетного председателя правящей партии «Грузинская мечта» и главу МВД Грузии глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис перед тем, как уйти с занимаемого поста.
Свое слово решила сказать и Рига. Председатель фракции «Прогрессивные» Виестурс Клейнбергс посчитал, что хотя Латвия и осудила действия грузинских властей после выборов, этого недостаточно. Так что необходимо прекратить любые контакты между Ригой и Тбилиси, которые с 2007 года являются городами-побратимами.
И все же главные надежды власти Прибалтийских республик возлагают на ЕС, благо главой европейской дипломатии с недавних пор является экс-премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Впрочем, литовский президент вспомнил и другого высокопоставленного брюссельского чиновника.
«Я призывал сделать это (ввести санкции в отношении Грузии), беседуя с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен», — сообщил Гитанас Науседа. — «Сказал, что нам нужны не только национальные, но и европейские решения. Госпожа фон дер Ляйен с этим согласна, но мы пока не уверены, согласятся ли все 27 стран сообщества».
Сомнения Науседы представляются столь же обоснованными, сколь странно выглядят угрозы стран Балтии в отношении Грузии. Все-таки последняя, в отличие от Прибалтийских республик, государственность которых исчисляется (с перерывами) максимум несколькими десятками лет, имеет куда более продолжительную историю в качестве суверенной державы. И, опираясь на многовековой опыт, может позволить себе пытаться самостоятельно решать внутренние проблемы. Чем, кстати, стоило бы заняться и руководителям стран Балтии вместо того, чтобы учить других демократии, которая в Латвии, Литве и Эстонии успела стать очень условным понятием.