17 ноября в мире отмечают Международный день студентов. В странах Балтии этот праздник становится все менее радостным событием. Количество студентов в республиках с каждым годом уменьшается — как из-за общей демографической ситуации, так и по причине нежелания молодежи учиться в местных вузах. Впрочем, даже те, кто выпускается из прибалтийских университетов, потом зачастую уезжают. В Латвии, Литве и Эстонии у молодежи перспектив нет.
Министерство образования и науки Латвии недавно отчиталось о том, что за 18 лет количество студентов в вузах республики сократилось на 44%. Причем на отдельных направлениях подготовки «потери» еще больше. Например, количество студентов, проходящих обучение в сфере образования, сократилось в 3,4 раза — с 16 007 человек до 4 687. И это при том, что в школах ощущается дефицит педагогов. В тематической группе «Социальные науки, коммерческие науки и право» студентов стало меньше в 2,8 раза — с 71 049 до 25 035 человек.
В целом же количество студентов в Латвии сейчас находится на рекордно низком уровне за последние 20 лет (о предыдущем периоде официальная Рига умалчивает). Местные вузы посещают примерно 74 000 молодых людей и девушек.
Похожие процессы, только более быстрые, проистекают и в соседней Литве. Например, там, согласно данным сайта официального статистического ведомства, количество студентов в университетах и в колледжах в 2021 году по сравнению с 2020-м сократилось на 1,5%. Обобщенную статистику в последнее время не публиковали, но для понимания тенденции достаточно привести данные за 2010–2017 годы. За этот период литовские вузы опустели сразу на 40%. Средства, которые раньше шли на обеспечение образовательного процесса, теперь уходят на ремонтно-строительные работы. До бесконечности так продолжаться не может. Поэтому в 2024 году Министерство образования подняло вопрос о «разумном сокращении» количества работающих в стране высших учебных заведений.
Эстонские власти в 2021 году признались, что за семь лет число студентов в вузах республики уменьшилось с 59 998 до 45 259. И это с учетом того, что администрация высших учебных заведений активно привлекала обучающихся из-за рубежа (их на момент обнародования статистики в Эстонии находилось 5 235). Таким образом, за достаточно короткий промежуток эстонских студентов в местных университетах стало меньше примерно на треть.
В системе высшей школы всех трех Прибалтийских государств наблюдается серьезный кризис. И причины его возникновения нельзя свести к какому-то одному фактору. Все гораздо сложнее.
На поверхности лежит демография. Численность населения в Латвии с 1991 года сократилась с 2,7 миллиона до 1,9, в Литве — с 3,7 до 2,8, в Эстонии — с 1,6 до 1,3. И это только официальные цифры. В реальности есть еще обширная группа людей, числящихся жителями Прибалтики, но на самом деле уже давно уехавших на ПМЖ за рубеж.
Население региона рожает меньше детей и активно переезжает из Балтии на постоянное место жительства в другие страны. Причем именно момент поступления в высшее учебное заведение для многих становится переломным. Те, кто хочет связать свою жизнь с другими странами, по очевидным причинам предпочитают там же и заканчивать вузы. Реально оценить количество «утекающих» за рубеж выпускников школ практически нереально. Впрочем, властям Прибалтийских республик обнародовать такую печальную статистику было бы невыгодно даже при наличии соответствующей возможности.
Кстати, в Интернете можно найти информацию о том, как чиновники ставят бюрократические преграды детям, которые хотели бы получить образование за рубежом. Например, власти Латвии отказывают выпускникам, которые просят на несколько дней раньше формального срока выдать им уже готовые аттестаты, чтобы успеть подать их в иностранные вузы к определенной дате. Должностные лица, оказавшиеся не в состоянии сделать прибалтийское высшее образование достаточно привлекательным для своих юных граждан, используют полномочия для того, чтобы усложнять жизнь детям.
Согласно результатам различных социсследований, проведенных в последние годы, от 50 до 78% представителей молодежи в Латвии хотели бы уехать за рубеж. В Литве этот показатель превышает 90%.
Молодые люди и девушки говорят о том, что не видят своего будущего в Прибалтике, а также что они не удовлетворены качеством образования и уровнем зарплат. В местных СМИ регулярно появляются истории успеха студентов, уехавших в Великобританию, Австрию, Швецию или Россию. Кстати, в РФ уезжают все чаще. Власти стран Балтии пожинают плоды политики изгнания русского языка из сферы образования и профессиональной деятельности. Выходцы из русскоязычных семей, которые достаточно долго были относительно лояльны по отношению к местной государственности и аполитичны, начинают понимать, что что-то идет не так. Абсолютному большинству людей тяжело сорваться с привычного места, но прибалтийские чиновники своими действиями делают все возможное, чтобы облегчить принятие соответствующего решения. А потом лицемерно сокрушаются по поводу старения населения и отъезда молодежи.
Даже если вынести за скобки гонения на русский язык, общая ситуация в регионе все равно депрессивная. Разорвав экономические связи с Россией и Беларусью, власти республик Балтии превратили свои страны в логистический тупик и лишили их любых перспектив развития. Молодежь это прекрасно чувствует и ищет, где себя реализовать. Если ничего не поменяется, то уже скоро потребность в таком празднике, как Международный день студента, для прибалтийских государств отпадет в принципе — студентов просто не останется.
Впрочем, Евросоюз заинтересован в деградации высшего образования государств Балтии. Ведущие страны ЕС будут забирать себе лучшие кадры для обучения и дальнейшего трудоустройства. Остальные жители Прибалтики нужны Евросоюзу только в качестве дешевой рабочей силы, которой иметь высшее образование не обязательно. А когда их не останется, на берега Балтийского моря можно будет заселить неприхотливых мигрантов.