Прошедшие в Молдове выборы президента еще ярче обозначили печальную тенденцию: по мере продвижения к обозначенной проевропейскими властями цели — членству в ЕС — электоральные процессы в стране становятся все менее демократичными, а общая ситуация с правами человека — все более удручающей.
Еще до начала избирательной кампании у представителей оппозиции не возникало сомнения, что Cанду и партия PAS будут очень активно использовать административный ресурс, но никто не предполагал, что это будет происходить так нагло и цинично. Фактически на состоявшихся президентских выборах была окончательно доработана схема по сохранению власти, которая впервые опробована четыре года назад, когда голоса молдавской диаспоры в Западной Европе позволили Санду победить Игоря Додона во втором туре президентских выборов.
Теперь в нее оказались внесены дополнительные опции, позволившие главе государства переизбраться, несмотря на катастрофическое падение рейтинга внутри страны, ставшее следствием ее провального и некомпетентного правления.
Одним из главных элементов этой схемы стали откровенные репрессии против наиболее активных представителей оппозиции и поддерживающих их СМИ. Закрытие 16 оппозиционных телеканалов, более 100 информационных интернет-сайтов, в том числе ведущих российских, и активная пропаганда провластных медиаресурсов, безусловно, сыграли свою негативную роль в информированности молдавских избирателей. До Санду в Молдове никогда не существовало такого притеснения журналистов и такого пренебрежения одним из главных демократических принципов — свободы слова.
Точно так же никогда в республике не осуществлялся правовой беспредел по отношению к оппозиции, как это происходило в последние годы: запрет политической партии «Шор», снятие с местных выборов политсилы «Шанс», открытие уголовных дел с политической подоплекой против депутата Марины Таубер и башкана Гагаузии Евгении Гуцул, отказ в регистрации кандидата в президенты от блока «Победа» Василия Боли. Все эти действия, как и доведение страны до состояния экономической катастрофы, обнищание населения, провал распиаренной «судебной реформы», невиданный рост коррупции в глазах действующей власти не имеют значения по сравнению с тем, что Молдова получила статус страны — кандидата на вступление в ЕС.
Однако население республики, судя по результатам выборов и референдума, придерживается другого мнения. Молдавской власти стоило неимоверных усилий «натянуть» за счет голосования диаспоры в странах Запада сотые доли процента по результатам референдума в пользу внесения в Конституцию изменений, устанавливающих европейскую интеграцию в качестве главной цели государства.
Также и в первом, и во втором туре среди голосовавших в Молдове Санду уступила своему главному конкуренту — Александру Стояногло.
Фактически глава государства трижды проиграла. И референдум, и первый тур, и второй. «Санду достигла нужного результата только благодаря махинациям на европейских участках и массовым нарушениям. Российская и западная диаспоры голосовали в неравных условиях. В России, где проживает самая большая диаспора, открыли всего два участка. А в странах Европы их были десятки, и многие пустовали. Эту несправедливость надо устранить на законодательном уровне», — сказано в заявлении блока «Победа», главного оппонента Санду и PAS в молдавской политике.
Это мнение полностью разделяет и МИД Российской Федерации. «Москва расценила прошедшие в Молдове президентские выборы как самую недемократичную избирательную кампанию в истории республики. Не будет преувеличением сказать, что это была самая недемократическая избирательная кампания за все годы молдавской независимости», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Ее отличительными чертами стали: беспрецедентные репрессии властей в отношении оппозиции и независимых СМИ, прежде всего русскоязычных, неприкрытое вмешательство стран Запада в электоральный процесс, масштабное применение властями административного ресурса.
Отдельного упоминания заслуживает дискриминация официальным Кишиневом молдавских избирателей, проживающих в России. Для молдавской диаспоры в нашей стране, численность которой, по разным оценкам, составляет до 500 тысяч человек, было открыто, как и в первом туре, только два избирательных участка.
Для сравнения: в Западной Европе и Северной Америке, где также проживает около 500 тысяч молдаван, было сформировано более 200 участков, а в ряде стран гражданам Молдовы было разрешено голосовать по почте», — говорится в официальном заявлении дипломатического ведомства России.
По результатам прошедших выборов Санду поставила под вопрос свою легитимность. Ее продолжат принимать на Западе, но в стране совершенно не будут считаться с ее позицией и курсом. Кроме того, одержанная таким способом победа на ближайших парламентских выборах, которые пройдут летом, обязательно скажется на репутации ее партии. По сути, Санду стала в Молдове фигурой, аналогичной позднему Горбачеву, которого на Западе принимали с распростертыми объятиями, но ненавидели в собственной стране. В пользу нее сыграла не воля молдавского народа, а беспрецедентная поддержка Запада, активно вмешавшегося в выборы и обвинившего Россию во влиянии на избирательный процесс и поддержке оппозиции.
По мнению экспертов, после победы на выборах Санду может начать реализацию курса по максимально быстрому отказу от нейтралитета страны. Также не исключена попытка силового решения приднестровского конфликта, что создает риск для мира в Молдове, а также еще большее обострение и без того напряженных отношений между центральной властью и Гагаузской автономией.
Сложившуюся после выборов ситуацию можно считать политическим поражением Санду. Победа за счет диаспоры имеет большое количество рисков, включая высокую вероятность роста рейтинга оппозиции и увеличение антирейтинга самого президента.
Соблазн полностью зачистить политическое и медийное поле и установить в стране уже открытую диктатуру тоже может оказаться фатальным, так как приведет к политическим брожениям и протестам. Революцию Молдова точно не выдержит, особенно с такой ситуацией в экономике.
Победа Стояногло внутри страны стала отражением огромного недовольства общества, которое недовольно сложившейся ситуацией. И этот протестный потенциал будет только нарастать.
Если за 4 предстоящих года Майе Санду не удастся выстроить отношения с Россией и найти более дешевые энергоресурсы, то еще больше повысится бедность, ускорится отток населения и острее станет протест в обществе. Этому будут способствовать лицемерие представителей власти, их равнодушие к положению простых людей и коррупция, превышающая все мыслимые уровни.
Одним из последних известных примеров стала информация Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК), сотрудники которого провели несколько обысков в рамках уголовного дела, возбужденного по факту хищения государственных средств в ходе реализации проекта, финансируемого Европейским союзом.
«Согласно расследуемым фактам, лица, занимавшие ответственные должности в управлении по реализации, учрежденном при агентстве Moldsilva, могли мошеннически распорядиться более чем 10 миллионами леев в процессе реконструкции нескольких объектов в рамках Биосферного заповедника "Прутул-де-Жос" в селе Слобозия Маре, Кагульского района. Согласно предварительному расследованию, при реконструкции существующего здания и проектировании гаража на общую сумму 7,4 миллиона леев экономический агент использовал только 3,7 миллиона леев, а оставшаяся разница в примерно 4 миллиона леев была похищена», — говорится в пресс-релизе НЦБК. Эта информация как нельзя лучше подтверждает, что нынешний режим будет пытаться продлить свое существование и будет всеми силами цепляться за власть.
Санду и ее команда понимают, что они растеряли популярность в народе и выиграть парламентские выборы честно у них не получится. Поэтому не вызывает сомнения, что они будут пытаться сфальсифицировать их так же, как и президентские.