Президент Молдовы Майя Санду в худших традициях латиноамериканских ультраправых диктатур середины ХХ века начала зачистку политического поля в республике. Это происходит в преддверии выборов на фоне оглашения результатов соцопросов, согласно которым почти две трети избирателей не хотят видеть Санду главой государства во второй раз. Против лидеров оппозиции возбуждены уголовные дела, полиция безосновательно арестовывает агитационные материалы, идет блокировка неугодных СМИ и интернет-ресурсов. Кроме того, Санду запретила голосовать сотням тысяч молдаван, находящихся на территории России.
Текущая предвыборная кампания в Молдове бьет все рекорды по уровню грязи. Действующий президент Сану показала себя, как диктатор, не гнушающийся никакими нарушениями закона.
На днях обыски прошли в мэрии города Оргеев. Власти заявили о том, что подозревают 18 сотрудников органов местного самоуправления в нарушении порядка управления финансами политических партий и «пассивной коррупции». Четверо фигурантов дела сразу же были задержаны. Среди них — мэр (примар) Оргеева Татьяна Кочу. Она была избрана от оппозиционной политической силы — партии «Альтернатива и Силы спасения Молдовы». Уверенную победу примар одержала в первом же туре выборов, набрав около 58% голосов избирателей. Сейчас, подвергнувшиеся преследованию сотрудники мэрии, входят в число активистов оппозиционного блока «Победа». Суд посчитал их задержание «правомерным». Трое задержанных девушек были отправлены под домашний арест, одна взята под стражу. Сейчас коллеги по блоку проводят акции протеста, но власть не обращает на общественность внимания.
Вслед за Оргеевом массовая волна обысков с привлечением бойцов спецназа накрыла всю Молдову. Следственные мероприятия продолжаются до сих пор. Например, в Бельцы власть отправила сразу пять микроавтобусов сотрудников спецподразделения Fulger.
Силовики врываются не только к оппозиционерам, но и к простым гражданам, которые в последнее время посещали Россию, не будучи членами каких-либо партий или общественных организаций.
Официальный Кишинев объясняет, что обыски проходят якобы по уголовному делу, «возбужденному по факту создания и руководства преступной организацией, отмывания денег, подкупа избирателей и незаконного финансирования с целью повлиять на выборы и референдум 20 октября».
«Задержания и суды — только потому, что мы выступаем против Санду и PAS, которые привели страну к бедности и разрухе», — прокомментировала происходящее депутат Марина Таубер.
Члены партии «Возрождение» не смогли забрать из типографии тираж уже отпечатанных агитационных газет, которые захватили представители налоговой инспекции и полиции.
«Речь идёт как минимум о превышении полномочий налоговой и полицией. Также готовятся обращения в международные структуры. Все факты указывают на политический заказ. Режим Санду настолько боится правды, что каждым новым своим действием нарушает закон всё больше и больше. PAS-овцы, послушные воле Запада, ставят всё на карту, только бы удержать власть, пусть даже на штыках. Поэтому жёлтые и задержали тираж нашей газеты — там ничего, кроме правды», — заявила лидер «Возрождения» Наталья Параска.
Часть тиража предвыборной газеты власти изъяли и у кандидата в президенты Ирины Влах. Недавно она подвергла Санду критике за массовое ограничение доступа к независимым интернет-ресурсам.
«Количество запрещённых сайтов — это показатель страха Санду. Все диктаторы боялись свободного доступа граждан к информации и Санду — не исключение. Она может не мелочиться и запретить вообще все сайты, кроме странички PAS», — написала Влах в соцсетях, и уже вскоре получила «ответ» от власти.
Кстати, к запретам в интернете и медиасфере Санду подошла основательно. Сначала она запретила российские СМИ, затем — молдавские независимые, сейчас же добралась до совершенно аполитичных ресурсов вроде «Кинопоиска» и «Яндекс-музыки».
На днях в эфире одного из каналов была прервана даже трансляция мультфильма «Смешарики», после чего на экранах появилось сообщение о демонстрации «запрещенного» контента.
Но тут члены команды Санду, видимо, поняли, что это выглядит совсем странно, и власть поспешила объяснить произошедшее случайным стечением обстоятельств.
«Выиграть выборы по-честному у Майи Санду не получается. Приходится прибегать к тяжелым электоральным «наркотикам» — снятию конкурентов с выборов, визитам еэсовского начальства, цензуре. И все во имя евроинтеграции», — прокомментировал происходящее публицист Дмитрий Чубашенко.
В принципе, электоральное и информационное поле Санду начала зачищать достаточно давно. Уже третий год молдавские суды рассматривают целую пачку уголовных дел против экс-президента Молдовы, лидера Партии социалистов Игоря Додона. Его подозревают, в частности, в «пассивной коррупции», «незаконном финансировании партии» и «государственной измене». Никаких реальных доказательств его «преступной деятельности» обвинение так и не представило. Но это — не главное. Санду, очевидно, было просто необходимо отстранить своего предшественника от участия в общественно-политической жизни страны.
К 15 годам лишения свободы заочно приговорен лидер партии «Шор» Илан Шор. Над депутатом Мариной Таубер идут суды. Впрочем, как и над башканом Гагаузии Евгенией Гуцул. Обвинения против главы автономии также довольно странные. Ее «вина» заключается в том, что она работала в партии «Шор» и якобы участвовала в ее финансировании. А так как власть запретила деятельность этой политсилы, Гуцул объявили правонарушителем. Попросту говоря, ее судят за политическую деятельность, которая никому ничего плохого не принесла.
«Стремясь сохранить свою безграничную власть, Майя Санду и ее покровители ведут себя как оккупанты. Они блокируют социальные сети, вводят бессмысленные санкции, затаскивают в суды всех, кто не согласен с действиями режима», — утверждает башкан Гагаузии.
По ее словам, выборы в Молдове перестали напоминать хоть какой-либо демократический процесс. Это видно как по нарушениям и использованию административного ресурса действующей власти, так и по частоте судебных заседаний против оппозиционеров.
Санду пыталась отправить за решетку и экс-генпрокурора Александра Стояногло, который сейчас стал ее главным конкурентом на выборах, но он выиграл дело в Европейском суде по правам человека.
«Интерес и власти, и оппозиции состоит в том, чтобы в стране был определенный пакт, определенные красные линии, которые никогда нельзя переступать. PAS сделала почти все возможное, чтобы объявить себя – «хорошими людьми», а остальных — чуть ли не нелюдями, преступниками», — заявил политолог Геннадий Вакуловский.
Не удовлетворившись ударами по лидерам оппозиции на национальном уровне, теперь режим Санду в спешном порядке перешел к «зачисткам» активистов в регионах. Точечные политические репрессии перерастают в массовый террор.
«На оппозицию оказывается колоссальное давление, идет попытка запугать ее, заставить замолчать. «Сомнительное финансирование» с уголовными делами против оппозиции послужат обоснованием для отмены выборов, если победит оппозиционный кандидат, а не Санду. Можно будет сказать, что избиратели были подкуплены, итоги фальсифицированы, поэтому нужны новые выборы», — цитирует агентство РИА Новости политического аналитика Бориса Шаповалова.
На днях дело дошло до того, что сторонники Санду вызвали позицию, когда прохожий подошел к их агитационной палатке и спросил, что хорошего президент сделала за свою каденцию. Известно, что от гражданина потребовали явиться на допрос. Его дальнейшая судьба пока неизвестна.
Отдельный страх Санду — это несколько сот тысяч молдавских граждан, которые живут и работают в России. Она понимает, что среди них ее рейтинг стремится к нулю, поэтому их, в нарушение всех законов, фактически отрезали от возможности проголосовать на выборах. Сначала власти Молдовы объявили об открытии на территории России всего пяти избирательных участков, а потом сократили их количество до двух. Официальный Кишинев посчитал, что в Сургуте и Ярославле голосовать «небезопасно».
«Люди полностью разочарованы правлением Майи Санду. Остается фальсификация выборов, в этом процессе особую роль должна сыграть вся Центральная избирательная комиссия», — прокомментировал происходящее экс-президент Молдовы Владимир Воронин.
Действия Санду бьют все рекорды беззакония. В Молдове установилась ультраправая диктатура, и есть только один способ остановить нынешнего президента до того, как она окончательно превратит страну в концлагерь, — проголосовать против нее настолько массово, чтобы результаты было невозможно сфальсифицировать в ее пользу.