Польша создаст минные поля на границе с Беларусью и Россией. Они будут входить в комплекс инженерных сооружений «Восточного щита», который военные создают на границе Польши с РФ и РБ. Также заграждения от «российского нападения» уже устанавливает Литва в направлении Калининградской области.
Польские власти продолжают хвастаться ростом численности своих вооруженных сил. Так, министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш заявил, что армия страны стала третьей по численности армией НАТО и в настоящее время насчитывает 205 тысяч военнослужащих, а до конца года их численность должна возрасти до 207 тысяч. В ближайшие годы Польша намерена довести данный показатель до 300 тысяч. Для сравнения, численность Вооруженных сил Беларуси составляет 50 тысяч военнослужащих.
Военные приготовления идут и в Литве. На границе с Беларусью, на базе литовского полигона Руднинкай, ведется строительство военной базы для немецкого Бундесвера. Германия собирается разместить здесь бригаду с тремя маневренными батальонами — танковым и мотопехотными. Предполагается, что база Бундесвера станет крупнейшим военным инфраструктурным объектом на территории Литвы, ее общая площадь составит 170 гектаров. Полное развертывание немецкой бригады должно завершиться в 2027 году.
Все эти военные приготовления не могут не беспокоить Беларусь, поскольку они непосредственно угрожают ее национальной безопасности. Само по себе появление на белорусских рубежах третьей по численности армии НАТО — уже повод встревожиться.
Конечно, в словах польского министра обороны о мощи войска наверняка содержится элемент характерного для поляков бахвальства, но то, что Польша стремится стать доминирующей в Восточной Европе военной силой и делает для этого все возможное, сомнений не вызывает.
В Беларуси это порождает обеспокоенность, не собирается ли Польша военным путем изменить существующие границы на востоке. Учитывая давние традиции польского реваншизма, эти опасения нельзя назвать полностью беспочвенными.
Эту тему недавно вновь поднял белорусский президент Александр Лукашенко во время посещения с рабочим визитом агрогородка Парохонск в Брестской области. Во время общения с местными жителями глава белорусского государства заявил, что Беларусь даже готова оказать помощь Украине в случае вторжения на ее территорию польских войск. «Если поляки влезут на Украину и попытаются запад оттяпать, мы будем украинцев поддерживать», — сказал белорусский лидер. Также, по словам Лукашенко, в случае польской атаки на Украину под угрозой могут оказаться и западные области Беларуси.
Это далеко не первое заявление белорусских властей такого рода. Об угрозе польского нападения на западные области в Беларуси заговорили еще осенью 2020 года. По поводу возможной атаки Польши на Украину Лукашенко также высказывался и раньше и даже обсуждал эту тему с Владимиром Путиным. Опять же, смысл высказываний белорусского президента сводился к тому, что аннексия западной Украины Польшей является для Беларуси неприемлемой.
Следует отметить, что отношения Варшавы и Минска никогда не отличались особой теплотой и оставались достаточно натянутыми даже в тот период, когда Беларусь проводила многовекторную политику и пыталась сблизиться с Западом.
Однако Польша традиционно поддерживала белорусскую националистическую оппозицию и обвиняла власти соседней страны в отсутствии демократии.
Тем не менее Минск стремился не конфликтовать с Варшавой и выстраивать с ней экономическое сотрудничество, вынося за скобки политико-идеологические разногласия.
К слову, и сегодня белорусские власти продолжают подчеркивать, что их политика в отношении Польши остается миролюбивой, и ищут хотя бы ограниченные возможности для взаимодействия с польской стороной.
Так, одной из болевых точек белорусско-польских отношений остается проблема нелегальной миграции после того, как Беларусь вышла из соглашения по реадмиссии с ЕС в ответ на введенные против официального Минска европейские санкции.
Польша обвиняет Беларусь в умышленной организации коридора для нелегальных мигрантов с Ближнего Востока, которые через белорусско-польскую границу прорываются в ЕС. Под этим предлогом Польша ужесточила режим на границе с Беларусью, закрыв большинство пропускных пунктов.
Со своей стороны, Минск обвиняет Варшаву в жестоком обращении с мигрантами и призывает к восстановлению нормального режима работы пропускных пунктов на границе. Лукашенко даже выступил с инициативой создания совместной комиссии по разрешению всех спорных вопросов, касающихся нелегальной миграции, но в Польше эту инициативу проигнорировали.
В целом все миротворческие инициативы белорусской стороны не находят взаимности у Варшавы. Польша продолжает милитаризироваться и укреплять белорусско-польскую границу.
Что касается перспектив польского нападения на западные области Украины и Беларуси, то можно не сомневаться, что подобные сценарии в Варшаве прорабатывают. Однако проработка сценариев не означает их реализацию.
На сегодняшний день Варшава не может себе позволить, да и не стремится ввязываться в большую войну. Во-первых, она ограничена обязательствами в рамках ЕС и НАТО, которые требуют соблюдения принципа нерушимости существующих границ в Европе. Во-вторых, экономика Польши зависит от европейских дотаций и доступа к рынку ЕС, что также ограничивает возможности для проведения агрессивной внешней политики. Республика является одним из экономических лидеров в Восточной Европе, но для продолжения уверенного экономического роста Варшава скорее заинтересована в мире.
Кроме того, польская внешняя политика в отношении бывших «кресов всходних» давно отошла от принципов грубого экспансионизма в духе Юзефа Пилсудского. Польша заинтересована во втягивании Украины и Беларуси в свою сферу влияния, но без их непосредственной аннексии. Именно такая тактика, и далеко небезуспешно, сегодня применяется Варшавой в отношении Украины.
Очевидно, именно в области «мягкой силы» Беларуси следуют ждать основных угроз и вызовов. Польша и Литва давно стали прибежищем беглой белорусской оппозиции, жаждущей реванша за провал цветного переворота 2020 года. Однако, пожалуй, еще большую опасность представляют попытки расколоть белорусское общество и сыграть на его внутренних противоречиях.
Можно не сомневаться, что в предвыборный год, а в 2025 году Беларусь ждут президентские выборы, Польша, Литва и Запад в целом приложат все усилия, чтобы дестабилизировать внутреннюю ситуацию в республике.
Очевидно, с учетом этих вызовов РФ и РБ разрабатывают новую Концепцию безопасности Союзного государства, ее принятие запланировано на начало 2025 года. Документ будет содержать положения о совместном противодействии агрессивной политике США и их союзников.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН